Главная · Бисер · Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей подготовительной группы. Поэтапная дымковская роспись и создание игрушки из трафарета Дымковская роспись доски

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей подготовительной группы. Поэтапная дымковская роспись и создание игрушки из трафарета Дымковская роспись доски

Дымковская игрушка (роспись) - отдельная тема для занятий, игр и праздников в детском саду. Забавные, необычные, яркие, с понятным для детей рисунком и стилизованным узором. В этом разделе мы совместили материалы с конспектами занятий в детском саду, играми, детскими поделками (лепка, рисование, аппликации), праздниками и ярмарками именно по теме русского народного художественного промысла из Дымково.

Все картинки и пособия для изучения дымковской росписи

Занятия, игры, сценарии по теме Дымковской росписи

Содержится в разделах:
  • Игрушки. Материалы по лексической теме «Игры и игрушки»
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 1213 .
Все разделы | Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой

Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская барышня » Воспитатель Ковалевская Л.Н. Цели : Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой , учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Формировать умение лепить полые формы(юбка барышни, соблюдать...

Актуальность темы самообразования : Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач развития личности.Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета и др, художественного вкуса (на основе развития...

Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой - Развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста посредством ознакомление с дымковской росписью

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по изодеятельности с использованием приёмов декоративной росписи «Дымковская игрушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39 «Лучик» Занятие по изобразительной деятельности с использованием приёмов декоративной росписи в подготовительной к школе группе по теме: "Дымковская игрушка" (для детей 6-7лет) Составила: Сафонова...

Введение Народное декоративно - прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно...

Интеграция образовательных областей: художественное творчество (рисование) , коммуникация, чтение художественной литературы, физическая культура. Используемая литература: 1. « Комплексные занятия во 2ой младшей группе» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. 2. Альбом...

Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой - Оформление зимнего участка в старшей группе «Дымково»

Зима чудесная пора! С наступлением зимы участки нашего детского сада превращаются в сказку. Для организации полноценного развития детей создаются различные постройки. Задачи, которые мы ставим перед собой: 1. Повышать двигательную активность детей в зимний период времени на...

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская барышня» Цель: 1. вызвать интерес к росписи дымковской игрушки; 2. закрепить знания об элементах дымковской росписи; 3. учить располагать узор на геометрической форме – квадрат, прямоугольник, сочетая их по цвету; 4. ввести в активный словарь понятия, связанные с росписью: «булочка»,...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия «Дымковская игрушка» (старшая группа) Программное содержание: 1. Формировать у детей представления о декоративно-прикладном искусстве, созданном на основе традиций, передающихся от поколения к поколению. 2. Учить выделять элементы дымковской росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора глиняной игрушки; 3....

НОД «Дымковские барышни. Рисуем ткань на юбку» с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска Непосредственно-образовательная деятельность «Дымковские барышни. Рисуем ткань на юбку» с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: Продолжить знакомство детей старшего дошкольного возраста с технологией изготовления и...

Чудо-дымка. Изготовление и роспись дымковских игрушек - детские мастер-классы, советы родителям и воспитателям. Дымковские игрушки своими руками - из глины, пластилина, соленого теста и бросового материала. Мир дымковской игрушки - конспекты занятий и праздников. Волшебная дымка - мини-музеи и выставки. Дымковская сказка - постройки из снега на участке.

Предварительный просмотр:

ИЗО Дымковская роспись

Тема: Дымковская роспись. Лошадка.

Задачи:

Продолжать знакомство с дымковской игрушкой

Закрепить умение пользоваться печатью

Закрепить навыки пользования кистью: промывать кисть, отжимать,

Осушать её, набирать краску,

Учить детей аккуратно закрашивать рисунки, не заходя за линию контура.

Развивать у детей мелкую моторику рук, память

Воспитывать умение слушать задание до конца, следовать советам

Педагога, воспитывать самостоятельность в работе, развивать творческую

Активность.

Словарная работа: дымковская игрушка, роспись, печатание, кисть, гуашь,

Аккуратно,

Развивать зрительно-двигательную координацию.

Предварительная работа: организация выставки «Дымковская игрушка»;

Рассматривание иллюстраций и таблиц с элементами узоров; аппликация

«Дымковская игрушка-колокольчик».

Подготовка материала и оборудования:

Для воспитателя: Мольберт, стол, стул, дымковские игрушки, печать-кольцо из бросового материала, кисть, баночка с водой, гуашь, альбомный лист с контуром лошадки.

Для детей: альбомные листы с контуром лошадки, кисти, печати - кольцо, гуашь, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек.

Ход НОД:

Ребята посмотрите кто у нас сегодня в гостях:

Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку,
И отгадайте её, друзья!
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.

Правильно, это дымковская игрушка, молодцы! Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки?

Вы знаете, почему её называют именно дымковская игрушка?

Да, потому что её мастерят в селе Дымково.

Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали.

Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек?

Индюк, петух, собачка, барышня, лошадка. Молодцы.

Сегодня я предлагаю вам стать мастерами дымковской игрушки и расписать лошадку.

Давайте рассмотрим эти игрушки.

Какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки?

Кружки, кольца, полоски, змейки, точки.

Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?

Да, цветовая гамма очень разнообразна: синий, оранжевый, жёлтый, зелёный, красный, голубой, немного чёрного.

Дымковские игрушки расписываются яркими, нарядными, праздничными цветами.

У меня для вас есть игрушки, которые не успели расписать дымковские мастера. Давайте мы поможем им?

Мы с вами будем расписывать дымковскую лошадку.

Давайте вспомним. Как будем расписывать её. Какие части мы закрашиваем полностью?

Да полностью нужно закрасить хвост, гриву, копыта. Каким цветом?

Чёрным.

Где мы расположим узор?

Правильно, вдоль ног, шеи, туловища.

Какие узоры мы будем использовать для росписи лошадки?

Круги, точки, линии.

Садитесь на свои рабочие места.

Давайте подготовим наши пальчики к работе - сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчик толстый и БОЛЬШОЙ

В сад за сливами пошел.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога

Указал ему дорогу.

СРЕДНИЙ пальчик - самый меткий.

Он сбивает сливы с ветки.

БЕЗЫМЯННЫЙ поедает.

А МИЗИНЧИК-господинчик

В землю косточки сажает.

Круги мы будем делать с помощью печатки-тычка. Для этого нужно взять печатку за кончик, опустить другой её конец в гуашь, снять лишнюю краску о край баночки и прижать её к бумаге, чтобы получился отпечаток. Круги на узоре повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз. Вот как я это делаю. Затем отложим печатку на поднос возьмём кисточку. Как мы берём кисточку?

Правильно, тремя пальчиками у железного наконечника. Макаю кисть в воду и о край баночки снимаю лишнюю каплю. Обмакну кисть об салфетку. И на весь ворс набираю краску другого цвета. Кончиком кисти я рисую точки на нашем узоре. Теперь нам нужно закрасить гриву и хвост нашей лошадке. Для этого я хорошо промою кисточку в воде, сниму лишнюю каплю, обмакну о салфетку и наберу краску чёрного цвета. Закрашиваю гриву и хвост прямыми линиями сверху вниз. За линии не захожу.

Посмотрите, дети, теперь наша лошадка стала красивой и яркой. Давайте вспомним, с чего начнём расписывать лошадку. Правильно, сначала печатаем колечки вдоль ног, шеи, туловища. Затем кончиком кисточки рисуем точки, а после закрашиваем гриву и хвост прямыми линиями сверху вниз.

Теперь можем приступить к работе.

Даю каждому ребёнку индивидуальные указания:

Саша, держи правильно кисть около железного наконечника. Вика, сними каплю воды о край баночки.

Лиза, не заходи краской за линию контура, закрашивай аккуратно.

Дети, давайте посмотрим на лошадок, которые вы расписали. Какие яркие, красочные узоры на них. Вы хорошо потрудились. Теперь мы можем устроить выставку дымковской игрушки.

Лепка Конспект занятия в средней группе «Дымковские игрушки».

Тема: «Дымковские игрушки».

Программное содержание: учить лепить из глины дымковскую игрушку – уточку; закреплять приемы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание. Формировать представление о станице Дымково; расширять знания о дымковских игрушках. Закреплять счет в пределах 5, закрепить знание цветов спектра.

Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Расширять знания детей о транспорте.

Материал: глина, доски для лепки, влажные салфетки, фартуки на каждого ребенка; корзина с дымковскими игрушками.

Ход Непосредственной Образовательной Деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам придет необычная гостья – мастерица из слободы Дымково. Вы что-нибудь знаете о «Дымково»?

Дети: Да, знаем. В селе Дымково лепят игрушки и называются они «Дымковские игрушки».

Воспитатель: Правильно (стук в дверь). А вот и гостья наша.

(Входит мастерица из Дымково)

Мастерица: Здравствуйте. Я мастерица из Дымково. Пришла я к вам в гости, чтобы рассказать о своем родном крае.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски

В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымкове слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду.

Пришла я к вам не с пустыми руками. Принесла вам в подарок игрушки.

(Достает из корзины игрушки)

Но игрушки эти не простые. Знаете как их называют?

Дети: Да. Эти игрушки называют - Дымковские игрушки.

Мастерица: Верно. А может вы знаете и из какого материала их изготовливают?

Дети: Дымковские игрушки изготавливают из глины.

Мастерица: Посмотрите, сколько здесь игрушек и все они разные. Давайте посчитаем их.

(Дети считают игрушки)

Дети: Здесь пять дымковских игрушек.

Мастерица: Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырехсот лет. Возникновение игрушки связывали с весенним праздником Свистуньи, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Мастера лепят игрушки и расписывают их узором, который состоит из множества ярких цветов. Из каких цветов состоит узор дымковских игрушек?

Дети: Узор дымковских игрушек состоит из красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого цветов.

Мастерица: Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их. Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.

Физкультминутка.

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовем,

Всем игрушки продаем!

Раз, два, три, четыре,

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

Мастерица: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами отправимся в мастерскую, где будем лепить из глины дымковскую игрушку – уточку.

(Дети усаживаются за столы)

Мастерица: Для начала, давайте внимательно рассмотрим уточку. Посмотрите на ее туловище, какой оно формы?

Дети: Туловище уточки овальной формы.

Мастерица: Посмотрите какая у нее длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?

Дети: Голова меньше туловища.

Мастерица: Еще у уточки есть клюв и хвост. У вас на столах лежат доски и глина для лепки. Давайте обсудим, какие приемы мы будем использовать в лепке.

1 прием – раскатывание. Мы раскатываем овал между ладошками.

2 прием – вытягивание. Вытягиваем шею и голову утки.

3 прием – прищипывание. Прищипываем клюв и хвост.

4 прием – сглаживание. Сглаживаем поверхность, убираем неровности.

(Дети выполняют работу, мастерица им помогает) .

Мастерица: Посмотрите, какие замечательные уточки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами дымковских игрушек?

Дети: Да.

Мастерица: Мне пора возвращаться домой. Досвидания, ребята.

Воспитатель: С чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились с мастерицей, узнали о селе Дымково и о Дымковских игрушках. А еще мы сами были мастерами и лепили из глины Дымковскую игрушку – уточку.

Воспитатель: Вы все молодцы.

Конспект открытого занятия в средней группе «Дымковские игрушки»

Программное содержание: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, закрепить знания детей о дымковской игрушке. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, умение создавать узоры из круга, овала и точки. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Музыка».

Словарь: дымковская игрушка: индюк, петух, собачка, козлик, олень, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная.

Оборудование и материалы: Дымковские игрушки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, трафареты козликов, гуашь, кисточки.

Ход занятия:

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самые лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем

Здравствуйте дети! (дети стоят кругом)

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами. (Продемонстрировать игрушки и иллюстрации дымковских игрушек)

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

«…Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое „Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Из глины козлик в яблоках,

Собою хорош, очень пригож.

А вот олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах.

А вот дымковские барыни:

У них руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Воспитатель : Посмотрите, дети, какие красивые эти игрушки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек? (Ответы детей)

Воспитатель: Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Ответы детей: Всегда только белые)

Воспитатель: А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей)

Воспитатель: Как, одним словом можно сказать про эти цвета?

(Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).

Воспитатель: Какими приёмами выполняются узоры? (Ответы детей: Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

Пальчиковая гимнастика под музыку «Утро» (диск № 37)

Воспитатель: Мне очень понравилось, какими словами вы называли дымковские игрушки. Сейчас я познакомлю вас со сказкой про козлика Золотые Рога.

Жил-был козлик Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в завитках – красных, синих, желтых, белых. Гулял козлик по полям и горам, по лугам и лесам. Никого козлик Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Как-то раз окружили козлика серые волки. Да только козлик Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых волков и говорит: «Пора бы и поужинать, а волки все какие-то худые». А волчий круг все уже. Козлик Золотые Рога и говорит: «Ошибся я: есть и жирные головы». А волки все ближе. Закричал козлик Золотые Рога на весь лес: «Жирную пару волков на ужин выбрал!» Сверкают при лунном свете Золотые Рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек!

Воспитатель: Эту сказку любят вспоминать дымковские мастера. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают, а сами сказки сказывают. Потому такими веселыми и получаются у них игрушки. Смотрите, какая красота!

Физкультминутка: «Что вышло?»

Подними ладошки выше и сложи над головой.

Что же вышло?

Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.

Подними ладошки выше, а потом согни дугой.

Кто же вышел?

Вышли гуси – вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше и сложи перед собой.

Что же вышло?

Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Проходим и садимся за столы. А королева Кисточка приготовила для нас козликов, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать козликов. Давайте вспомним, как будем расписывать его. Какие части мы закрашиваем полностью? (рога, уши, хвост, копыта). А узор где расположим? (вдоль шеи, туловища, ног)

Воспитатель: А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать своего дымковского козлика, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза и приступаем к рисованию.

Самостоятельная работа детей. Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Весёлая дымковская ярмарка». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.

Воспитатель: (Держит в руках Королеву кисточку) Вот наши козлики засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: Роспись дымковских игрушек

Программное содержание : Развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек; уточнить с детьми последовательность нанесения узора, приемы работы с краской; воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить.

Материал : таблица с элементами дымковской росписи и гончарные круги на всех детей, краски – гуашь, кисти двух размеров, тряпочки, подставки, стаканы с водой, красивый подвесной шкафчик с полочками, проигрыватель.

Предварительная работа : Роспись силуэтов игрушек, плиточек, бус. Дидактическая игра «Магазин игрушек», «Что игрушка расскажет о себе». Рассматривание таблиц элементов росписи, зарисовка их, беседы с детьми о дымковском промысле.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети сегодня наша группа превратилась в художественную мастерскую, а мы с вами в художников. Будем украшать наши любимые игрушки, чтобы они получились, как настоящие дымковские. Но сначала давайте вспомним особенности дымковской росписи. Чем вас привлекает дымковская игрушка?

Дети: Узором, простотой, яркостью, праздничностью.

Воспитатель: Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их.

Дети: Из пяти. Точка, линия, волнистая, круг, клетка.

Воспитатель: Какие цвета чаще использует художники?

Дети: Желтый, синий, оранжевый, зеленый, а фон у игрушек белый.

Воспитатель: Как правильно пользоваться красками?

Дети: Чтобы краски не растекались, надо набирать их на кончик кисти, а работу осторожно поворачивать на круге.

Воспитатель: Правильно, не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла. А теперь, подумайте, каким узором вы распишите свои игрушки. Можно пользоваться таблицами.

Приступайте к работе.

Во время деятельности детей воспитатель дает возможность детям (5-7 мин) трудиться самостоятельно.

Анализ занятия: Наша художественная мастерская закрывается. Вот сколько ярких, веселых игрушек получилось! Ребята, у нас в мастерской есть шкаф, полочки у него не простые, а волшебные. Как только игрушки попали на эти полочки, они ожили, заговорили, стали похваляться друг перед другом своими нарядами. Давайте послушаем, что они говорят!

Воспитатель рассказывает об игрушках:

Какая у меня красивая красная кофточка с длинными рукавами и пелериной, на юбке- клетки желтые с синими горошками, а на фартуке узор точек. Мой мастер очень хорошо потрудился, красивые цвета подобрал. (Барыня)

А мой наряд еще лучше: здесь и кольца оранжевые и горошины зеленые, а рога и хвост - ярко-красные, видимо, веселое настроение у художника, который меня разрисовал. (баран)

Вот как разговорились игрушки. И красавец индюк тоже заговорил. Таня, что индюк говорит о себе?

Дети рассказывают от имени игрушек.

Воспитатель: Вот так игрушки хвастались друг перед другом яркими узорами, любовались своими нарядами, а когда раздалась плясовая мелодия игрушки сначала медленно, затем быстрее закружились в веселом хороводе.

Дети рассматривают работы слушают русскую нарядную плясовую мелодию («Светит месяц», «Из под дуба» и т.п)

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра:

составь узор по мотивам дымковской росписи

Цель: формировать представление о дымковской росписи, развитие сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики.

Изготовление игры: вырезаются силуэты из плотного белого картона, (барышня, лошадки, оленя, водоноски). Элементы дымковской росписи вырезают из плотного цветного картона (кружочки, колечки, линии, точечки, овалы). Ребенок по своему желанию выбирает игрушку плоскостную и придумывает композицию из дымковских элементов.

Дымковские игрушки еще называют вятскими, или кировскими. Они имеют долгую историю, и появились более 400 сотен лет назад в одноименной слободе близ русского города Вятка.

История

Несколько слов из истории дымковских игрушек…

Изначально дымковские игрушки были посвящены празднику Свистунья. К этому дню народные умельцы изготовляли свистульки из красной глины, которые обжигали и рисовали на них различные узоры.

Они делались в виде различных животных. Здесь были:

  • и петушок,
  • и уточка,
  • и олень,
  • и индюк,
  • и лошадь,
  • а также фигурки барышни.

Однако со временем назначение праздника было забыто, а вот промысел возобновился в 20 веке и стал настоящей визитной карточкой этого края. Дымковские игрушки стали делать как русские сувениры.

Как ее сделать?

Сначала берется красная глина, смешанная с коричневым речным песком. Такой вид глины существует именно близ Вятки. Из нее вылепливается фигурка, например, петух, индюк или лошадь. Лепить фигурки приходится по частям. Затем с помощью жидкой глины они склеиваются, фигурка корректируется мастером. Затем игрушка высушивается и обжигается в печи при высокой температуре. Затем принимаются ее раскрашивать. Узоры наносят белой краской. Раньше краску делали из мела, замешанного на молоке. Сегодня существуют специальные краски. Кроме белого цвета, игрушки изобилуют синим, зеленым, желтым цветами, которые придают им особую жизнерадостность. Сверху игрушки покрывались взбитым белком, что придавало им яркий блеск и нарядность. Каждая игрушка неповторима, поскольку сделана вручную. Среди множества фигурок, собранных в музеях, вы не найдете двух одинаковых. Самый крупный музей игрушки находится именно в Кирове.

Презентация

Наверное, и вам, ребята, захотелось сотворить себе такие игрушки?

К сожалению, сделать это в домашних условиях невозможно, даже если вы владеете техникой лепки из глины. Но вот попробовать раскрасить силуэты дымковских игрушек вы можете. На нашем сайте вы найдете фото, картинки и раскраски для детей с изображением дымковских игрушек. Их можно скачать и распечатать. Вас встретят:

  1. веселый петушок,
  2. важная утка,
  3. кичливый индюк,
  4. грациозная лошадь
  5. и одетая в нарядные одежды барыня.
  6. Также здесь вы обнаружите многочисленные узоры, которыми украшают дымковскую игрушку.

Однако не спешите браться за раскраски. Сначала внимательно рассмотрите фото игрушек, запомните, какими цветами разрисованы фигурки, поскольку цвета на фигурках имеют свою закономерность. Фото помогут вам самим сделать выводы, а раскраски для детей – попрактиковаться. Наверное, самыми любимыми игрушками детей являются петушок и индюк, иногда детьми упоминается барыня. Почему? Они самые яркие, самые нарядные. Подумайте, как выглядит петух, какие цвета вы используете, чтобы его раскрасить, ведь петух в старину был символом начала нового дня, восхода солнца. В его фигурке – все цвета радуги. Предложенные на нашем сайте фото и раскраски помогут детям ближе познакомиться с этим необычным русским народным промыслом, проявить свою фантазию и смекалку, научиться рисовать. Знакомство с любым древним промыслом обогащает ребенка, связывает его с предками, с русскими корнями. А знакомиться с игрушками вдвойне интереснее. Из глубины веков они открывают детям свои секреты, делятся жизнерадостностью, создают хорошее настроение и творческий подъем.

Подборка материалов по теме

нажмите на картинку ниже, чтобы скачать коллекцию картинок с изображением дымковских игрушек: А также Вы можете скачать на свое усмотрение отдельные картинки дымковских игрушек: барыня Лошадь Петух Индюк Утка

Мастер-класс по рисованию. Роспись игрушки "Дымковский петушок"

Солдатова Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области"
Описание: мастер-класс рассчитан на учащихся 1-2 класса, педагогов, воспитателей, родителей всех тех, кто любит творить чудеса.
Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.
Цель: роспись дымковской игрушки
Задачи:
- Учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры
- Развивать фантазию, воображение, эстетический вкус
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров
- Доставить удовольствие себе и окружающим

ХОД УРОКА.

Сядем рядком да поговорим ладком. Захотелось мне, ребята рассказать вам одну удивительную историю. В некотором царстве российском государстве на берегу реки стояло, да и сейчас стоит, большое село Дымково. Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили те игрушки из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор


Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома.
-Сегодня мы будем расписывать одну из дымковских игрушек. Отгадайте, какую?
-Завелась неведомая птица,
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Это птица не простая –
Расписная, золотая,
Просто диво – безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
(Дымковская игрушка петушок)


Для работы нам понадобятся материалы и инструменты:
-гуашь
- кисточки
-альбом
-ножницы
-простой карандаш


1. Возьмите альбомный лист и обведите свою ладошку.


2.Дорисуйте контур петушка и вырежьте его.


3.По шаблону обведите крыло петушка.


4. Прежде, чем приступить к росписи, вспомним, какие элементы дымковской росписи вы знаете (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы)


5.Сначала рисуем гребешок, бородку, крупные элементы узора, используя кисть потолще.

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» - торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие - лепили игрушки; третьи - их обжигали; четвертые - белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка - это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки )

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин )

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

Традиционные образы дымковских игрушек - барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк - красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня - это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Барашек - фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Лошадка - традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня - муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки - раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

Дымковская игрушка - символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены - это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый - символизирует чистоту; черный - ложь; зеленый - природу; красный - силу, здоровье; синий - небо.

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки )

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете. Раскраска велась в строгой последовательности:

  • волосы;
  • глаза и брови;
  • рот и щеки;
  • головной убор;
  • орнаменты на одежде.


Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы - как знак плодородия; волны - как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.