Главная · Вязание · Конспект урока на тему "Вязание крючком. Основные приемы вязания крючком". Основы вязания крючком — основные виды и схемы петель Методика вязания крючком

Конспект урока на тему "Вязание крючком. Основные приемы вязания крючком". Основы вязания крючком — основные виды и схемы петель Методика вязания крючком

Техник вязания крючком довольно таки много:

  • цепочка, столбики, полу-столбики,
  • петли, двойные петли, вязание "Альзам",
  • меховое вязание, простое тунисское вязание, переплетенное тунисское вязание,
  • вязание кружками, раковиной, кружево - вязанное крючком,
  • вязание крючком по ковровым рисункам,
  • и еще много-много других, - всех не перечислишь.

Но потихоньку затронем все..!

Цепочка.
Сначала делают на конце нити петлю (рис. 187).
Нитку от клубка держат на указательном пальце левой руки, придерживая ее большим пальцем. Начинают работу цепочкой из воздушных петель. Делают петлю из нитки, продевают в нее крючок, которым захватывают нитку с указательного пальца, и протягивают ее через петлю.
В образовавшуюся новую петлю (рис. 188) снова протягивают нитку, и т. д., пока не получится цепочка нужной длины.

Ряды вяжут справа налево.
При начале нового ряда работу перевертывают и делают одну или несколько воздушных петель (в зависимости от рода вязания), чтобы не стянуть внешний край работы.
При вязании нитками разных цветов иногда вяжут только в одну сторону, в этом случае каждый ряд начинают отдельно, подхватив последнюю воздушную петлю предыдущего ряда. В конце каждого ряда нитку обрезают и пропускают через последнюю петлю. Так же кончают всякое вязание крючком.

Двойные петли вяжут следующим образом.
Накидывают нитку на крючок, пропускают крючок в петлю сверху вниз, захватывают нитку крючком и продевают ее через обе полученные петли сразу.
Комбинация цепочек и двойных петель образует самые разнообразные рисунки вязания.

Столбики.

  • Первый ряд вяжут цепочкой необходимой длины.
  • Второй ряд вяжут столбиками.

Для этого:

  • на крючок накидывают нитку и вводят его в петлю цепочки,
  • захватывают нитку крючком и продергивают ее через петлю.
  • На крючке образуются 3 петли.
  • Затем еще раз накидывают нитку на крючок и продергивают ее через 2 петли.
  • На крючке остаются 2 петли.
  • В последний раз накидывают нитку на крючок и продергивают ее через 2 петли.

Получается так называемый ряд столбиков в одну накидку (рис. 189 - 195).

  • Образование столбиков без накида изображено на (рис. 188, 189, 190).
  • Образование столбика с одним накидом изображено на (рис. 191, 192).
  • Образование столбика с двумя накидами изображено на (рис. 193 - 194).

Полу-столбики
вяжутся так же, как и столбики, различие только в том, что все 3 петли, находящиеся на крючке, провязываются сразу.

(рис. 196).

  • Вяжут один ряд простым вязанием,
  • а второй - плотными петлями без накидки.

Затем к петлям прикладывают узкую полоску картона или плоскую палочку (хорошо отполированную)
и следующим образом вяжут третий ряд:

  • перекидывают через палочку нитку, захватывают ее крючком сзади и провязывают столбик без накидки.
  • Затем снова перекидывают нитку через палочку и вяжут вторую петлю и т. д. до конца ряда.
  • Далее, не вынимая палочки, вяжут ряд плотных столбиков без накидки и, окончив этот ряд, вынимают палочку.
  • Следующий ряд вяжут снова с перекидкой нитки через палочку.

Это вязание обыкновенно делают из мягкой некрученой нитки или шерсти.

Простое тунисское вязание (рис. 197).
Для тунисского вязания необходимо иметь длинный ровный крючок.

Самый простой способ тунисского вязания следующий:

  • Сначала, как обычно, вяжут цепочку.
  • Первый ряд вяжут справа налево, продергивая крючком нитку через каждую петлю цепочки, все полученные петли оставляют на крючке.
  • Окончив последнюю петлю первого ряда, начинают вязание второго ряда слева направо.
  • Для этого набрасывают нитку на крючок и в первый раз продергивают ее через 1 петлю,
  • затем опять набрасывают нитку на крючок и пропускают ее через 2 петли,
  • снова набрасывают нитку на крючок и снова пропускают ее через 2 петли и так до последней петли ряда.

При вязании третьего ряда проводят крючок через образовавшиеся во втором ряду столбики (подхватывая их с передней стороны) и последовательно, продергивают через них нитки, набирая таким образом петли на крючок, которые спускают в четвертом ряду так же, как и во втором.

Переплетенное тунисское вязание (рис. 198).
1 - й и 2 - й ряды вяжут простым тунисским вязанием.
В 3-м ряду набор петель делают следующим образом:

  • пропускают первый столбик и, поднимая второй столбик, возвращаются к первому.
  • Таким образом, столбики перекрещиваются, как показано на рисунке.
  • Обратный ряд вяжут, набирая петли, как обычно.

На (рис. 198) показано, как делать спуск петель при тунисском вязании.

(рис. 199).

  • Для этого вязания сначала делают цепочку из петель, которую замыкают.
  • Дальше вяжут по узору необходимую комбинацию из столбиков, воздушных петель, полустолбиков и двойных петель.
  • По окончании кружка нитку обрывают, заправляя ее конец.
  • Кружки или сшивают друг с другом или привязывают один к другому крючком.

Вязание раковиной.
Вяжут только в одну сторону, а потому рабочую нитку обрывают в каждом ряду.
Связав цепочку из воздушных петель, вяжут первый ряд:

  • начинают его тремя воздушными петлями,
  • далее делают 7 столбиков в первую петлю цепочки,
  • затем 1 воздушную петлю,
  • опять 7 столбиков в пятую петлю цепочки и т. д.

Второй ряд:

  • 7 столбиков в воздушную петлю нижнего ряда,
  • 1 плотную петлю в четвертый столбик первой группы из 7 столбиков первого ряда,
  • снова 7 столбиков в воздушную петлю нижнего ряда и т. д.

Третий ряд:

  • 7 столбиков в плотную петлю второго ряда,
  • плотную петлю в четвертый столбик очередной группы из 7 столбиков нижнего ряда и т. д.

Кружево, вязанное крючком.
Для вязания кружев крючком, как и для вязания на спицах, надо взять:

  • тонкие крученые нитки,
  • если вязание предназначено для отделки белья (идут также нитки катушками),
  • и толстые крученые нитки - для кружев и прошивок на одеяла, шторы, скатерти и т. д.

Всякое кружево вяжут в точном соответствии с узором.

Вязание "Альзам".
Это вязание похоже по виду на ковровую вышивку, им вяжут тюбетейки, подушки и т. д.
Вязать можно всякими нитками:

  • Вначале вяжут полоску воздушных петель,
  • затем поворачивают работу и, идя обратно, той же ниткой в каждую петлю вяжут столбики без накидки.
  • Второй ряд вяжут, проводя крючок не в петлю, а между двумя столбиками, и через них уже продергивают нитку.

Пестрые тюбетейки

вяжут в несколько цветов.
Вяжут их спирально по узору, начиная так же, как берет, но вводя для узора дополнительные нитки нужного цвета:
Сначала вяжут круг (дно) до нужной величины, прибавляя петли (одновременно вывязывая узор), после чего вяжут, борт. Его вяжут, не убавляя и не прибавляя петель, шириной примерно в 4 - 5 см.
В основном узор тюбетейки хорошо строить разноцветными полосами - фоном, по которому брошены мелкие узоры приблизительно в 2 - 3 см ширины.
Кончают тюбетейку так же, как и берет.

Если надо пропустить нитку другого цвета, то ее привязывают с левой стороны, пропускают в следующую очередную петлю и вяжут нужное по рисунку количество петель.
Первую же нитку пропускают внутри столбиков из новой нитки до того места, где ею по узору снова надо вязать. Тогда при вступлении новой нитки старая пропускается внутри столбиков.

Если ниток разных цветов много, то все они привязываются с левой стороны там, где ими полагается вязать по рисунку.

Вязание крючком по ковровым рисункам

Очень красиво для вязания одеяла снять рисунок ковра, для скатерти красив рисунок крестиками.
Эти рисунки очень легко воспроизвести крючком, особенно если они составлены в двух тонах или даны на гладком фоне.

Чтобы связать крючком данный рисунок крестиком, делают только воздушные петли и столбики, которые составляют правильные квадраты;
для каждого квадрата требуется для фона один столбик и две воздушные петли;
для заполненного пространства по рисунку - три столбика.
Квадратики из воздушных петель должны всегда начинаться и оканчиваться столбиками.
Начинают каждый ряд воздушными петлями и оканчивают его столбиком.
Если заполненный столбиками квадратик находится между двумя ажурными квадратиками, надо связать четыре столбика, потому что последний столбик последнего ажурного квадрата идет рядом с третьим столбиком заполненного квадрата.

Вследствие этого считают, что для 2 смежных наполненных квадратов необходимы 7 столбиков и для 3 смежных квадратов - 10 столбиков.

Когда вяжут крючком ковровые рисунки в несколько различных цветов, надо вязать столбики только в одну сторону.

Если в рисунке только три цвета, то проводят две нити под петлями; если же цветных нитей больше, то ненужные по рисунку нити пропускают на изнанку работы, забирая их, когда понадобится для вязания.

Необычное вязание

Это статья для тех, кто уже вяжет на продажу, но недоволен своим заработком. Возможно, вас заинтересуют необычные техники вязания, которые можно применять как самостоятельно, так и комбинируя с привычными.

Часть из них пришла к нам из глубокой древности, другие появились совсем недавно. С некоторыми вы уже наверняка знакомы, об иных никогда не слышали раньше.

Необычные техники вязания для мастериц XXI века

Сразу оговорюсь, что это всего лишь краткое описание разных видов рукоделий по названиям которых, вы легко найдете в интернете обучающие схемы и видео. Инструменты для них также несложно купить через всемирную паутину, заказать мастеру или даже сделать самой. Вот сам список:

  1. Бриошь.
  2. Укороченные ряды.
  3. На вилке.
  4. Ирландское.
  5. Фриформ.
  6. Нукинг.
  7. Тунисское.
  8. Тунисское двусторонними крючками.
  9. Пулинг
  10. Иглой.

А теперь о каждом способе чуть подробнее.

Бриошь (brioche stitch two color) – двухцветная двусторонняя вязка спицами, подходит для создания самых разных изделий от одежды до пледов.

Укороченные ряды (удлиненные ряды, поворотное вязание) – позволяет создавать спицами потрясающе красивые и совершенно необычные вещи. Также подходит для всего – от шалей и тапочек до пледов и кардиганов.

На вилке – для этого используется крючок и вилка – проволочная дуга в форме буквы «U». Ажурные полосы, связанные на ней крючком, снимаются и соединяются между собой. Эта техника подходит для шалей, шарфиков, ажурных кофточек, пледов, а также для украшения изделий, связанных иными способами.

Ирландское вязание (ирландское кружево, наборное кружево). Крючком вывязывают отдельные элементы (мотивы), обычно растительные, которые собираются в одно полотно и соединяются. Для этого используется крючок или игла. Так изготавливаются шали, кофточки, летние платья, купальники, нижнее белье.

Фриформ (Freeform). Появилось в ХХ веке, благодаря Пруденс Мапстон, которая показала миру, что нерегулярное вязание, без правил и закономерностей может быть невероятно красивым. Оно, как и Ирландское вяжется из отдельных мотивов и собирается в единое полотно. Приветствуется в одном изделии разнообразие техник, стилей, толщины, а также дополнительные элементы – стразы, бусины, ленты и пр. Подходит не только для одежды и пледов, но и для картин, сумок и различных предметов декора.

Нукинг – изделия вяжутся специальной иглой с крючком на конце. Получается плотное эластичное полотно, выглядящее как связанное на спицах. Этой техникой удобно вязать носки, варежки, игрушки и другие небольшие вещицы.

Тунисское — необычный способ вязания крючком большой длины (не менее 30 см.) с ограничителем на конце, чтобы петли не терялись во время работы. Во время работы полотно не поворачивают – вяжут сначала справа налево, затем слева направо. Изделие такой вязки отлично держит форму, так что из него получаются качественные тапочки, пледы, сумки, пальто.

Тунисское двусторонними крючками . Для него берется два двусторонних крючка, и каждый ряд вяжется своим крючком и, часто, своим цветом. Обе эти необычные техники вязания крючком сейчас в моде, используются как сами по себе, так и в комбинации с другими, когда нужна деталь, которая хорошо держит форму.

Пулинг – вязание секционной пряжи на спицах не привычными нам пятнами, а вертикальными полосами или другими геометрическими узорами.

Иглой (копанье, nalbinding) . Наверняка, вязание толстой деревянной или костяной иглой, это самый древний способ создавать из отдельных ниток полотно. Сохранилось это рукоделие на русском севере и на севере Западной Европы. У нас называется копанье, там nalbinding. Пару лет назад в Музее археологии Москвы я сфотографировала средневековую вещь, связанную именно так:

А это современные носочки:

Это конечно не все способы вязания необычными техниками, их куда больше, так что у данной статьи наверняка будет продолжение. Если вы знаете, способы вязания, не упомянутые в этой статье, пишите в комментариях, добавлю их в следующую.

Похожие темы

    Елена в 08:59

    Интересная статья, сама вяжу не давно. Про технику фриформ и пулинг не слышала. Очень нравятся изделия выполненные в технике бриошь и ирландское вязание, но пока я их не освоила.

    Ответить

    Константин в 07:02

    Моя мама закончила знаменитую «техноложку» по специальности «технолог легкой промышленности» и по профессиональным и личным интересам, много изучала различные виды вязания. И даже меня научила — когда родилась дочка, я связал ей комплект — курточку, шапочку и шарфик. Но сейчас не об этом.

    Методическое оснащение:

    Методы:

    Формы: фронтальная, индивидуальная.

    Тип урока: комбинированный

    Наглядные пособия : образцы готовых изделий связанных крючком, журналы по вязанию крючком, таблица условных обозначений основных видов петель, инструкционные карты.

    Материалы и инструменты: крючок, пряжа

    Словарь:

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент 5 мин

  • приветствие,

Пословицы на доске

«

Вхождение в тему.

Метод «Ассоциации»: - написать на доске

К расота

Р уки, радость

Ю бка

Ч еловек

О тдых

К ружево

8-9 стикеров «5»

6-7 стикеров «4»

5-4 стикера «3»

II. Основная часть 5 мин

Сегодня на уроке вы познакомитесь

Охрана труда

4. Нельзя пользоваться ржавыми крючками— они портят пряжу, нитки.

III. Изложение нового материала (показ готовых изделий) 10 мин

Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства.

Вязание крючком - вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки.
Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

нитки и крючок.

Инструменты:

Крючки бывают Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Чем толще пряжа, тем толще должен быть крючок.

Большим крючком и толстыми нитками - свитера и шапочки

- изящные изделия, похожие на плетеные кружева салфетки, манжеты, ажурные воротнички. -

1 - головка крючка;

2 - бородка;

3 -плоская площадка, № крючка

Положение крючка в руке

Как держать крючок.

Основные виды петель

  • полустолбики; (полуст.-)

Начальная петля

Воздушная петля

Цепочка воздушных петель -

  1. Что такое начальная петля?
  2. Как нужно держать крючок?
  3. Что означает номер крючка?

«Заколдованный цветок»

Условие игры:

IV . Практическая, работа «Выполнение начальной петли и цепочки из воздушных петель» (15-20 мин)

Задание:

V. Итог урока (5 мин)

Что нового узнали?

Чему научились?

Были ли трудности?

Рефлексия

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды - яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше - прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес - зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - желтый, чахлый лист.

VI. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Вязание крючком. Основные приемы вязания крючком". »

Дата: 30.01.2015 Класс : 7 кл.

Тема урока: « Вязание крючком». «Основные приёмы вязания крючком»

Цел ь урока : Ознакомиться с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с условными обозначениями, научиться выполнять начальную петлю и цепочку из воздушных петель.

Задачи урока :

    ознакомить обучающихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с условными обозначениями.

    научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, цепочка из воздушных петель;

    развивать мелкие мышцы рук при выполнении упражнений по вязанию крючком;

    воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.

Методическое оснащение: рабочая тетрадь, технологическая карта, образцы объектов труда, карточки задания.

Методы: объяснительно-иллюстративный, метод развития познавательного интереса (метод «Ассоциации», игровой прием «Волшебный клубок», «Заколдованный цветок») репродуктивный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия : образцы готовых изделий связанных крючком, журналы по вязанию крючком, таблица условных обозначений основных видов петель, инструкционные карты.

Материалы и инструменты: крючок, пряжа

Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент 5 мин

    приветствие,

    проверка готовности учащихся к уроку.

Пословицы на доске

« Взялся за дело, выполняй его умело».

«Торопливый всегда дважды вяжет»

«Кто аккуратен, тот и людям приятен».

Вхождение в тему.

Метод «Ассоциации»: - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «крючок»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.) написать на доске

К расота

Р уки, радость

Ю бка

Ч еловек

О тдых

К ружево

В течении урока я вас буду оценивать, за каждый правильный ответ я вам буду давать один стикер и + практическая работа (макс 3 стик)

8-9 стикеров «5»

6-7 стикеров «4»

5-4 стикера «3»

II. Основная часть 5 мин

    1. Актуализация опорных знаний

Сегодня мы начинаем новый раздел нашей программы «Художественное оформление» «Вязание крючком», на изучение данного раздела выделяется 6 часов.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с названием петель и их схематичном изображении, в практической части освоите выполнение начальной петли, воздушной, цепочки из воздушных петель. Но прежде, чем приступить к изучению темы, вспомним, какие правила мы должны помнить, когда работаем с крючком.

Охрана труда

1. С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.

2.Не делать во время работы резких движений рукой с крючком, можно поранить сидящего рядом.

3. Крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.

4. Нельзя пользоваться ржавыми крючками- они портят пряжу, нитки.

5. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

Санитарно-гигиенические требования

1. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.

2. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.

3. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.

4.Через каждые 15-20 мин. делайте перерыв на 2-3 мин., сделайте несколько круговых движений головой (чтобы размять мышцы шеи).

III. Изложение нового материала (показ готовых изделий) 10 мин

Ученица: сообщение история вязания крючком.

Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства.

Вязание крючком – вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки.
Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

- Для этого что нам потребуются? нитки и крючок.

- Какие нитки используют для вязания крючком? Качество вязаного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Нитки должны соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. п. Для вязания крючком применяют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и синтетические нити.

Для вязания крючком лучшими нитками считаются: хлопчатобумажные и шерстяные нитки.

- Как вы думаете как можно определить вид пряжи?

Определить вид пряжи можно путём сжигания ее. Шерстяные нитки горят медленно, спекаются в обуглившийся комочек, при этом издавая запах жженого рога; хлопчатобумажные нитки горят без пламени, быстро, с запахом жженой бумаги, оставляя после сжигания серый пепел; синтетические нитки не горят, они плавятся как свечи.

Инструменты:

Умение правильно выбрать инструмент для работы - это залог успеха в работе настоящего мастера. Правильный выбор крючка, а также ниток используемых для вязания, имеет огромное значение. От правильного выбора инструмента во многом зависит качество вязаных изделий, а также - производительность нашего труда. Поэтому к подбору инструмента, необходимо подходить не менее тщательно, чем к подбору материалов для вязания.

Крючки бывают разные - металлические, деревянные, костяные, пластмассовые. Также они бывают различной толщины. Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Правильное соотношение - толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Чем толще пряжа, тем толще должен быть крючок.

Большим крючком и толстыми нитками – свитера и шапочки

Маленьким крючком и тонкими нитками – изящные изделия, похожие на плетеные кружева салфетки, манжеты, ажурные воротнички. - Теперь давайте рассмотрим крючок

1 – головка крючка;

2 – бородка;

3 –плоская площадка, № крючка

Положение крючка в руке

Как держать крючок.

Крючок можно держать двумя способами

    либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);

    либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).

Основные виды петель

В основе вязания всех видов узоров лежат несколько элементов:

Записать на доске. запись в тетр.

    образование воздушной петли (цепочка воздушных петель); (возд.п. -)

    полустолбики; (полуст.-)

    столбики без накида; (ст.б/н -)

    столбики с накидом. (ст с/н -)

- Как вы думаете для чего нам нужны условные обозначения?

Начальная петля . Любая работа по вязанию начинается с образования первоначальной петли. На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.

Воздушная петля составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.

Цепочка воздушных петель – основа первого ряда. Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель петля на крючке не включаются в счет. Цепочка из воздушных петель образует основу для вязания первого ряда, но она не считается за ряд.

III. Закрепление знаний «Волшебный клубок» учитель кидает клубок учащемуся и задает вопрос, если он затрудняется ответить, перекидывает клубок другому однокласнику.

    От чего зависит качество вязанных изделий?

    Какое должно быть соотношение крючка и нити?

    Какие нити используют при вязании крючком?

    Что такое начальная петля?

    Как мы можем определить где хлопчатобумажная, шерстяная, и синтетическая пряжа?

    Как нужно держать крючок?

    Что означает номер крючка?

«Заколдованный цветок» Для того чтобы проверить как вы запомнили условные обозначения основных петель, я предлагаю сыграть в игру, которая называется «Заколдованный цветок»

Условие игры: Вы вытягиваете один лепесток, на котором нарисовано условное обозначение. Этот лепесток вы должны приложить к правильному ответу, который написан на нашем цветке на доске. А мы все вместе будем проверять.

IV . Практическая, работа «В ыполнение начальной петли и цепочки из воздушных петель » (15-20 мин)

Задание: cвязать цепочку воздушных петель длиной 30 см

Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

V. Итог урока (5 мин)

Что нового узнали?

Чему научились?

Были ли трудности?

Рефлексия

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

VI. Домашнее задание

Связать цепочку длиной 100 см.

Приложение 1

«Заколдованный цветок»

Приложение 2

Самоанализ открытого урока



Приступая к вязанию крючком, прежде всего подбирают крючок и нитки.

Крючки для вязания бывают металлические, пластмассовые, деревянные и костяные. Различают крючки короткие (12 -15 см) и длинные (35-45 см), толстые и тонкие (№ 1 - 6). Более удобные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой (рис. 1, а), а также те, у которых есть сплюснутая часть (рис. 1, б).

Основная часть крючка - головка (рис. 1, в), по ее толщине определяют номер крючка. Если толщина головки 3 мм, то это крючок № 3. У вязальщицы для работы с нитками разной толщины должен быть набор крючков от № 1 до № 6.

Подбирая крючок, нужно особое внимание обратить на головку. Слишком острая головка ранит указательный палец левой руки, а тупая растягивает петли и затрудняет вязание. Крючки всегда хранят в коробке, так как зазубринки, царапинки, изогнутость делают их непригодными для работы.

Крючок должен быть в 1,5 - 2 раза тоньше ниток, чтобы хорошо захватывать нитку, не расщеплять ее. Изделия из шерстяной пряжи вяжут толстыми крючками (№ 2-6).

Тонкими металлическими крючками (№ 0,5 - 1,5) вяжут ажурные изделия (кружева, салфетки). Для вязания используют нитки: шерстяные, полушерстяные, синтетические, гарус, краше, льняные, катушечные № 10, 20 и штопку.

Новую шерстяную пряжу светлых тонов рекомендуется перед вязанием выстирать в пене детского мыла (10 г на 1 л воды) или в стиральном порошке для шерсти. Перед стиркой пасмо пряжи перевязывают в 3 - 4 местах. Стирают и полоскают шерсть при температуре 40-50°С.

При полоскании цветной пряжи в последнюю воду добавляют уксус (1 столовая ложка на 1 л воды). После такой обработки шерсть не дает усадку, становится мягкой, пушистой. Закончив стирку, пряжу отжимают сначала в руках, а затем в ткани. Сушить шерстяную пряжу лучше всего в тени на палочке, которую шнурами прикрепляют к бельевой веревке (рис. 2). Перед сушкой и во время сушки пасмо несколько раз встряхивают, отжимают и передвигают. К концам пряжи привязывают груз (см. рис. 2).

Высушенную пряжу надевают на мотовило или на спинки стульев и сматывают в клубки. Клубок не должен быть тугим. При плотной намотке волоски на пряже отламываются и нить теряет свою пушистость, эластичность.

Клубок делают так. Два пальца левой руки - указательный и средний обматывают 7-8 раз (рис. 3, а). Это колечко снимают, зажимают тремя пальцами и снова обматывают несколько раз (рис. 3, б). С увеличением клубка подкладывают 3 и 4-й пальцы, понемногу раздвигая их так, чтобы клубок получился мягким. Можно сматывать нитки и другим способом. Для этого лист плотной бумаги, который соответствует размеру школьной тетради, ‘ скручивают трубочкой. В середину трубочки опускают конец нитки пряжи. Затем нитки свободно наматывают наискось по середине трубочки (рис. 4). Через каждые 10-12 витков положение намотки меняют. Закончив намотку, клубок снимают с трубки.

Для вязания используют не только новые нитки, но и пряжу из поношенных вещей. Сначала эти вещи стирают. Затем удаляют пуговицы, отпарывают накладные карманы, пришитые воротники, распарывают плечевые и боковые швы. После этого определяют, в каком направлении были связаны детали изделия. Если, например, лиф связан снизу, то его распускают от горловины. Нитки из протертых мест выбрасывают, а прочные связывают узлом (рис. 5).

Если в изделиях швы с изнаночной стороны обметаны простой хлопчатобумажной ниткой на машине, это означает, что изделие сшито из раскроенного полотна машинной вязки. При распарывании такого полотна нитки получаются короче. Их связывают, оставляя концы 2,5 см. В процессе вязания эти концы подтягивают на изнаночную сторону изделия и закрепляют крючком или иглой, располагая в разные стороны. Распущенную пряжу наматывают на дощечку или плотный картон размером 60 X 20 см.

Полученное пасмо перехватывают светлой нитью, не стягивая, в 3-4 местах и вынимают дощечку. Нитки из распущенного полотна всегда имеют извилистость. Чтобы их выровнять, пасмо увлажняют и во время сушки прикрепляют к нему груз (см. рис. 2). Можно поступить и иначе: пасмо растянуть, накрыть влажной тканью и пропарить, чуть прикасаясь к нему горячим утюгом.

Не распускаются свалявшиеся изделия из шерстяной пряжи, изделия машинной вязки из тонкой пряжи в несколько цветов и трикотажного полотна, имеющего вид фланели. Из них можно пошить изделия меньшего размера, комбинируя с тканью.

Цветная пряжа из поношенных вещей бывает выгоревшей, а белая - с желтизной. Чтобы освежить ее, используют анилиновые красители и отбеливающие вещества.

При подборе ниток для вязания, а также для вышивки на вязанных изделиях необходимо учитывать сочетания цветов. Красивые сочетания разных цветов можно наблюдать в природе.

Рассматривая радугу, мы видим спектральные цвета в такой последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Между каждой парой цветов есть много промежуточных оттенков. Если эти цвета расположить по окружности, добавив недостающие малиновые оттенки, получим так называемый цветовой круг. Проведя диаметр в этом цветовом круге так, чтобы он отделил фиолетовые, синие, голубые и голубо-зеленые цвета от красных, оранжевых и желто-зеленых, получим гаммы холодных и теплых цветов (таблица I, а). Цвета в каждой цветовой гамме сочетаются между собой.

Три цвета - красный, желтый и синий - называются основными.

Каждый из них имеет дополнительный цвет, который получают при смешивании двух основных цветов: красный - зеленый, желтый - фиолетовый, синий - оранжевый (таблица I, б).

В цветовом круге диаметрально противоположные цвета образуют пары дополнительных цветов. Они хорошо сочетаются между собой.

Черный и белый - нейтральные цвета, они сочетаются со всеми цветами круга. Основные цвета (красный, синий и желтый) сочетать между собой следует очень осторожно.

Каждый цвет имеет много оттенков от светлого до темного, например: от светло-серого до черного, от светло-голубого до темно-синего, от желтого до красного. Цвета, подобранные в такой последовательности, хорошо сочетаются.

Для работы, кроме крючка и ниток, необходимо иметь линейку и ножницы. Во время вязания, чтобы не утомляться, нужно сидеть, прикасаясь спиной к спинке стула или кресла. Локти опускают и слегка прижимают к туловищу. На колени кладут белую салфетку или надевают белый передник, так меньше утомляются глаза и не грязнится платье. Клубок ниток находится слева внизу в полиэтиленовом мешочке с небольшим отверстием. Крючок с вязанием следует держать на расстоянии 30- 40 см от глаз. Лампу в вечернее время располагают слева.


Крючок следует держать в руке, как карандаш. Кисти рук при вязании находятся в движении: левая поворачивается направо при подаче нитки на крючок, правая подхватывает нитку крючком снизу.

Основой вязания узоров являются следующие элементы: цепочка, полустолбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами, скрещенный столбик, «бугорки».

Цепочка

Каждое изделие при вязании крючком начинается с первой петли. Нитку от клубка кладут на указательный палец левой руки, концом к себе, придерживая ее большим пальцем. Крючок вводят под нитку на пальце справа налево и поворачивают его слева направо (рис. 6, а), не вынимая крючок из образовавшегося колечка, подхватывают нитку от клубка и протягивают ее через колечко (рис. 6, б). На крючке получается первая воздушная петля. Она не должна быть сильно затянутой. Не вынимая крючка из петли, снова подхватывают нить с пальца левой руки и протягивают ее через петлю на крючке (рис. 6, в). Вторую воздушную петлю и все следующие петли цепочки вяжут так же (рис. 7).

Вязание любого образца или изделия начинается цепочкой из воздушных петель. Выполняя модель одежды, для цепочки используют нитки и крючок вдвое толще, чем при вязании всего изделия. Благодаря этому низ изделия не будет стянут, увеличится прочность края.

Начиная вязать каждый новый ряд узора, работу поворачивают слева направо: последняя петля нижнего ряда становится первой петлей нового ряда. Чтобы все ряды по высоте были одинаковыми и край изделия не стягивался, вяжут еще одну или несколько воздушных петель в зависимости от того, какие столбики будут в этом ряду. Эти петли называются петлями подъема или поворота, в ряду они провязываются один раз в начале (перед столбиками без накида всегда вяжут одну петлю подъема, перед столбиками с накидом - две петли). При вязании нитками разных цветов каждый ряд начинают с лицевой стороны работы, подхватив последнюю петлю нижнего ряда. Закончив вязание, нитку отрезают и пропускают через последнюю петлю.

У связанного образца с изнаночной стороны крючком или иглой заправляют концы ниток, затем образец увлажняют, прикалывают булавками к мягкой ткани лицевой стороной вверх и оставляют до полного высыхания.

Полустолбик (двойная петля)

Крючок вводят в петлю цепочки, захватывают нить и протягивают ее сразу через петлю цепочки и петлю на крючке (рис. 8).

Получается полустолбик (двойная петля). Полустолбиком пользуются при замыкании круга цепочки воздушных петель, провязывая вместе первую петлю с конца цепочки и последнюю, а при круговом вязании изделий для соединения в конце круга последней петли на крючке с 1-й или 2-й петлей подъема, а также в начале ряда при убавлении в узоре столбиков без накида.

Столбик без накида

1-й ряд: 1 петля подъема, 1 крючок вводят во 2-ю петлю цепочки, подхватывают нить (рис. 9) и протягивают через петлю цепочки. На крючке 2 петли (рис. 10). Снова подхватывают нить и протягивают через 2 петли (рис. 11). Все последующие столбики ряда вяжут, так же.

Все ряды образца вяжут, как первый. Каждая петля цепочки состоит из двух половинок - полупетель. Одна, наружная или задняя, лежит наружу от вязальщицы, вторая, внутренняя или передняя - к вязальщице. В зависимости от того, какую полупетлю цепочки нижнего ряда подхватывают на крючок, получают различные комбинации узоров. Захватывая наружную полупетлю (рис. 12), получают узор, изображенный на рис. 15, внутреннюю (переднюю, рис. 13) - узор (рис. 16), захватывая всю петлю (рис. 14) - узор (рис. 17).

(1 Звездочка означает, что петли подъема провязывают один раз в начале ряда.)

Полустолбик с накидом

Накидом называется нить, наброшенная на крючок перед тем, как его ввести в петлю цепочки или нижнего ряда.

Полустолбик с накидом провязывают следующим образом.

Для образца вяжут 20 воздушных петель. 1-й ряд: 2 петли подъема, на крючок набрасывают нить (накид) и вводят его в 3-ю петлю с конца цепочки, подхватывают нить от клубка и протягивают через петлю цепочки (рис. 18). На крючке 3 петли. Снова подхватывают нить и протягивают через 3 петли (рис. 19). Получился полустолбик с накидом. Все последующие столбики ряда вяжут так же. Все ряды вяжут, как первый. Полустолбики с накидом чаще используются в узорах круглых форм, а также для обвязывания краев изделий.

Столбик с одним накидом

Для образца вяжут 20 воздушных петель.

1-й ряд: 2 петли подъема, делают накид, крючок вводят в 3-ю петлю с конца цепочки, подхватывают нить и протягивают ее через петлю цепочки. На крючке 3 петли. Их провязывают в два приема: подхватывают нить и провязывают 2 петли (рис. 20). На крючке остаются еще 2 петли. Снова подхватывают нить клубка и провязывают их (рис. 21). Образуется столбик с накидом. Все последующие столбики с одним накидом вяжут также в каждую петлю цепочки.

Все последующие ряды образца вяжут, как 1-й ряд. Столбики с одним накидом могут составлять самостоятельный узор (рис. 22).

Лицевые (выпуклые) и изнаночные (западающие) столбики

Для образца вяжут 20 воздушных петель.

Лицевые столбики. 1-й ряд: 2 петли подъема, 1 столбик с накидом в каждую петлю цепочки.

2-й ряд: 2 петли подъема, делают накид на крючок и вводят его с лицевой стороны работы справа налево под 1-й столбик нижнего ряда (рис. 24), подхватывают нить и протягивают ее слева направо под столбиком. На крючке 3 петли. Провязывают их в два приема по 2 петли (рис. 25, двойная стрелочка указывает очередность вязания петель столбика).

Все последующие столбики ряда вяжут, как первый.

Изнаночные столбики. 3-й ряд петли подъема, делают накид на крючок, наклоняют работу к себе вперед и с изнаночной стороны справа налево вводят крючок под 1-й столбик 2-го ряда (рис. 26), подхватывают нить клубка и протягивают ее под столбиком слева направо. На крючке 3 петли. Провязывают их в два приема по 2 петли (рис. 27). Все последующие столбики 3-го ряда вяжут, как первый. Все нечетные ряды образца вяжут, как 3-й ряд. Все четные ряды - как 2-й ряд.

Чередуя ряды лицевых столбиков с изнаночными, можно получить самостоятельный узор (рис. 23). Лицевые и изнаночные столбики можно чередовать в одном ряду в таком порядке: 2 лицевых, 2 изнаночных столбика (2 X 2), 2 лицевых, 3 изнаночных столбика (2 X 3); 3 лицевых, 3 изнаночных столбика (3 X 3).

Столбики с двумя накидами

Для образца вяжут 20 воздушных петель.

1-й ряд: 4 петли подъема,* делают 2 накида и вводят крючок в 5-ю петлю цепочки с конца, подхватывают нитку (рис. 28) и протягивают ее через петлю цепочки. На крючке 4 петли. Эти петли провязывают в три приема по 2 петли (рис. 29, двойная и тройная стрелочки указывают на очередность вязания петель столбиком). Получился 1-й столбик с двумя накидами. Все последующие столбики вяжут в каждую петлю цепочки, как первый.

2-й ряд: 4 петли подъёма,* в каждую петлю нижнего ряда вяжут столбик с двумя накидами.

Все последующие ряды вяжут, как 2-й ряд. Столбик с двумя накидами может составлять самостоятельный узор (рис. 30). Чаще он входит в комбинацию столбиков ажурных узоров.

Столбики с тремя накидами

Каждый ряд начинают с 5 петель подъема. Вяжут эти столбики по типу столбиков с двумя накидами, только вместо 2 накидов делают на крючок 3 накида, а затем поочередно провязывают по 2 петли. Столбики с тремя накидами встречаются в комбинации с другими столбиками в ажурных узорах.

Скрещенный столбик

Для образца вяжут число воздушных петель, которое делится на (кратное) 3 + 1 (для симметрии), например 16 петель (5×3 + 1). (Стрелочки указывают на очередность вязания петель столбика).

1-й ряд: 5 петель подъема,* делают 2 накида и вводят крючок в 6-ю петлю цепочки с конца, подхватывают нитку и протягивают ее через эту петлю. На крючке 4 петли. Подхватывают нитку и провязывают 2 петли (рис. 32). На крючке 3 петли. Не провязывая их, делают накид, вводят крючок в цепочку через одну петлю слева от первого столбика, подхватывают нитку и протягивают ее через эту петлю. На крючке 5 петель. Подхватывая нитку, поочередно провязывают по 2 петли 4 раза (рис. 33). На крючке остается 1 петля. Вяжут одну воздушную петлю, делают накид и вводят крючок в центр столбика, захватывая две нитки (рис. 34), подхватывают нитку клубка и протягивают ее через две нитки центра столбика. На крючке 3 петли. Подхватывая нитку, провязывают их по две петли 2 раза (рис. 35). Получают скрещенный столбик. Вяжут одну воздушную петлю, делают два накида, вводят крючок в цепочку слева через петлю от предыдущего столбика и начинают вязать следующий скрещенный столбик, как 1-й.* В конце ряда вяжут столбик с тремя накидами.

2-й ряд и все последующие вяжут, как 1-й: скрещенные столбики над скрещенными столбиками. Эти столбики могут составлять самостоятельный узор (рис. 31) и входить в комбинации с другими столбиками.

Бугорки

Для образца вяжут 20 воздушных петель.

1-й ряд: 3 петли подъема,* накид, вводят крючок в 4-ю петлю цепочки с конца, подхватывают нитку, протягивают через петлю и вытягивают на высоту 1 см.

При желании высоту бугорка можно менять от 1 см до 3 см. На крючке 3 петли. Снова делают накид и вводят крючок в эту же петлю, подхватывают нитку и вытягивают ее на высоту 1-й петли. На крючке 5 петель. Если нитки тонкие, то этот процесс повторяют еще 2 раза, тогда на крючке образуется 7-9 петель. Подхватывают нитку и протягивают через все полученные петли на крючке (рис. 36). На крючке - 2 петли. Провязывают их, вяжут еще 1 воздушную петлю и, пропустив 1 петлю, по цепочке делают накид и вяжут следующий бугорок.* В конце ряда один столбик с двумя накидами.

2-й ряди все последующие ряды вяжут как 1-й, бугорки провязывают под воздушную петлю между бугорками нижнего ряда.

Бугорки могут составлять самостоятельный узор (рис. 37), входить в комбинацию с другими столбиками в узоре.


Коротким крючком можно вязать по-разному: в горизонтальном направлении, по спирали и по кругу из центра. При вязании в горизонтальном направлении справа налево по цепочке воздушных петель, начиная каждый новый ряд, работу поворачивают так, чтобы последняя петля стала первой. При этом способе обе стороны вязания одинаковые. Такая вязка называется двусторонней. Этим способом вяжут одноцветные узоры, состоящие из комбинации столбиков без накидов, столбиков с одним, двумя, тремя накидами, с бугорками и скрещенными столбиками.

Круговое вязание по спирали идет только в одном направлении - справа налево. Выполняют его так.

Вяжут цепочку нужного размера для начала изделия и соединяют в круг полустолбиком, вводят крючок в 1-ю петлю с конца, подхватывают нить и протягивают ее через 2 петли сразу (рис. 38, а, б). Делают петлю подъема и вяжут по кругу под колечко цепочки столбика без накида. Последний столбик в круге вяжут в петлю подъема этого круга. Дальше вязание продолжается по спирали столбиками без накида. Таким способом вяжут односторонние изделия: носки, варежки, шапочки, пояса.

Вязание по кругу из центра. Для начала вяжут цепочку из 3-8 петель и замыкают ее в круг полустолбиком (см. рис. 38). Затем в зависимости от того, какие столбики будут в первом круге, вяжут петли подъема (если столбик без накида - одна петля подъема, для столбиков с накидом - две).

Провязав первый круг столбиков без накида, соединяют последний столбик с петлей подъема полустолбиком. Второй круг: 1 петля подъема,* столбики без накида. Для расширения круга через 2 столбика вяжут одну воздушную петлю или через 1 столбик провязывают в одну петлю нижнего круга 2 столбика. В каждом круге последний столбик соединяют с петлей подъема полустолбиком (рис. 39). Этим способом вяжут салфетки, розетки, квадраты, звездочки, пуговицы, цветы. По кругу из центра можно вязать плотными (узоры, состоящие из комбинации разных столбиков) и ажурными узорами (узоры, состоящие из комбинаций разных столбиков и воздушных петель).

Прибавление и убавление петель

При вывязывании косынок, варежек, носков, тапочек и деталей изделий (по спинке, переду и рукавам), чтобы получить круглые или овальные формы, выполняют прибавление или убавление петель и столбиков узора в вязаном полотне.

Убавление - это уменьшение количества петель, а следовательно, и столбиков узора.

Чтобы убавить петли в середине детали изделия, достаточно в одном ряду провязать по 2 столбика вместе через одинаковое количество столбиков и через один или несколько рядов узора.

Крючок вводят в петлю нижнего ряда, подхватывают нить, протягивают через петлю и оставляют на крючке непровязанной. Крючок вводят в следующую петлю ряда, подхватывают нить, протягивают через петлю. На крючке 3 петли. Провязывают их вместе (рис. 40).

Можно убавлять петли и другим способом. Для этого столбики провязывают не в каждую петлю, а через одну петлю. Одну петлю нижнего ряда пропускают (рис. 41). Если петли убавляются в начале ряда, то они провязываются столбиками без накида. Затем вяжутся столбики узора. В конце ряда не довязывают столько столбиков узора, сколько убавили в начале ряда (рис. 42). Неровный край, где не довязывали столбики, в конце работы обвязывают столбиками без накида в каждую петлю края.

Прибавление - это увеличение количества петель или столбиков узора. Для расширения изделия можно в одну петлю нижнего ряда провязать 2-5 столбиков (рис. 43). Прибавляют столбики через один ряд узора.

Чтобы по выкройке изделия прибавить необходимое количество петель в конце ряда, вяжут воздушные петли цепочки.

В обратном направлении надо вязать узором (рис. 44).

В ажурных круговых узорах петли прибавляют по рисунку узора.

Условные обозначения

В книгах по вязанию часто используются условные знаки. Они облегчают понимание и выполнение узоров.

Узор, записанный условными знаками, называется схемой вязания. Вяжут по схеме снизу вверх. В схемах к образцам узоров в данном альбоме даются следующие обозначения петель и столбиков:

Чтение схем для вязания крючком с рисунками-инструкциями (и сложные случаи!)

Рисунок вязаного узора, как правило, складывается из одинаковых повторяющихся элементов. Совокупность таких повторяющихся элементов составляет фрагмент узора. Единичный повторяющийся фрагмент узора называется мотивом.

Схему вязания узора, представляющую собой совокупность элементов и мотивов, можно записать в виде текста. Однако использвание такой записи, особенно если узор довольно сложный, может превратиться в большую проблему. Поэтому для записи узора удобнее применять специальные обозначения на схемах вязания крючком.

При вязании крючком по предлагаемым схемам из журналов, необходимо помнить - что:

Схемы читаются снизу вверх.

Ряды читают поочерёдно один раз справа налево, а другой раз слева на право.

Круговые ряды всегда читают справа налево.

Раппорт заключенный на схеме между стрелками, нужно постоянно повторять.

Петли вне участка, ограниченного стрелками, провязывают только в начале и в конце ряда.

Поскольку в разных источниках встречаются различные названия и обозначения петель, я постаралась собрать информацию со смногих сайтов, чтобы не пропустить ничего важного.

Символы для обозначения на схемах вязания крючком:
– воздушная петля цепочки
– воздушная петля цепочки для подъема
– полустолбик (1 петля подъема)
– короткий столбик, или столбик без накида (2 петли подъема)
– простой столбик, или столбик с накидом (3 петли подъема)
– двойной столбик, или столбик с 2 накидами (4 петли подъема)
– тройной столбик, или стобик с 3 накидами (5 петель подъема)
– столбик с 4 накидами (6 петель подъема)
– вогнутый столбик с накидом
– выпуклый столбик с накидом
– рогатка из 2 столбиков с накидом
– рогатка из 2 столбиков с накидом через воздушную петлю
– чешуйка из столбиков с накидом
– двойной сокращенный столбик с накидом
– тройной сокращенный столбик с накидом
– двойной сокращенный столбик с 4 накидами

Другой вариант:


На сайте knitting-info.ru предлагают такие обозначения:

Схема выполнения воздушной петли:


Схема выполнения столбика без накида:


Схема выполнения столбик с накидом:


Схема выполнения полустолбика:


Схема выполнения полустолбика без накида за заднюю петлю:


Схема выполнения столбика с двумя накидом:


Пышный столбик
Связать 2 или несколько столбиков с накидом в одну петлю предыдущего ряда, но выполнять их не до конца,оставляя от каждого столбика на крючке по петле. Затем сделать накид и провязать им все находящиеся на крючке петли.
Другой вариант выполнения пышного столбика: вытянуть из одной петли несколько петель (обычно 3-6) примерно до высоты столбика с накидом. Затем подхватить рабочую нить и провязать ею все вытянутые петли вместе, кроме последней. В конце провязать одним накидом эту последнюю петлю и предыдущую.
Пышные столбики отличаются объемным эффектом, но при этом плохо держат форму, поэтому их чередуют со столбиками с одним или несколькими накидами, в зависимости от высоты пышного столбика, а также после провязывания ряда пышных столбиков, чтобы закрепить элементы, вяжут ряд столбиков без накида.
В силу своей фактурности пышный столбик, как самостоятельный элемент для вязания полотна не используется. Более красивый эффект достигается при выполнении пышных столбиков на ажурном или плотном полотне.

Группы столбиков с общим основанием (веерочки)
Группы столбиков с общим основанием называют "веерочками". Техника их выполнения заключается в провязывании столбиков с накидом (или столбиков с нескольким числом накидов) на одной петле предыдущего ряда.
1. Сделайте накид, введите крючок в петлю основания и провяжите столбик c накидом (рис.1).
2. Опять сделайте накид, введите крючок в эту же петлю основания и провяжите еще один столбик с накидом (рис.2). Повторять п. 2 столько раз, сколько необходимо по рисунку. В результате получаются "веерочки" расходящиеся лучами вверх (рис. 3).

Рис.1 - 2


Рис. 3

3. При провязывании "веерочков" в последующих рядах крючок можно вводить между "веерочками" (рис. 4, 5)или в средний элемент "веерочков" предыдущего ряда (рис. 6).

Рис. 4 - 5


Рис. 6

4. В некоторых рисунках при провязывании "веерочков" между столбиками могут быть воздушные петли (рис. 6).

"Веерочки" используют для вязания ажурного полотна, обвязки изделий, а также, как элемент прибавления петель по краю полотна.

Группы столбиков с общей вершиной
Столбики с общей вершиной еще называют незавершенными столбиками.
Этот элемент вязания крючком используется для выполнения ажурного полотна и для убавления петель.

Техника выполнения незавершенных столбиков:
1. Сделайте накид, введите крючок в петлю основания и протяните через нее рабочую нить. На крючке 3 петли.
2. Сделайте накид и протяните рабочую нить через 2 петли на крючке.
3. На крючке 2 петли (рис. 1). Повторите п. 1 и 2, введя крючок в следующую петлю основания (рис. 2).
4. На крючке 3 петли. Повторите п. 1 и 2, введя крючок в следующую петлю основания.
5. На крючке 4 петли (рис. 3). Сделайте накид и протяните рабочую нить через все петли на крючке в один прием (рис. 4) и сделайте одну воздушную петлю, чтобы закрепить предыдущую (рис. 5).
Так вяжутся 3 столбика с общей вершиной. Если по рисунку указано иное количество столбиков, то п.1, 2 нужно повторять столько раз, сколько необходимо по рисунку. А затем выполнить п.4.

Рис. 1 - 2


Рис. 3 - 4

Рельефные столбики
Рельефные столбики бывают выпуклыми (лицевыми, перед работой) и вогнутыми (изнаночными, за работой).

Техника выполнения выпуклых (лицевых) столбиков:

2. Сделайте накид, введите крючок за второй столбик с накидом предыдущего ряда (рис. 1). При этом столбик с накидом находится поверх крючка.
3. Захватите рабочую нить, вытяните петлю и провяжите как обычный столбик с накидом (рис.2).
Такой рельефный столбик с изнаночной стороны будет похож на вогнутый. Если во всех рядах выполнять только такие рельефные столбики, то полотно с двух сторон будет выглядеть одинаково.

Рис. 1 - 2

Техника выполнения вогнутых (изнаночных) столбиков:
1. Первый ряд всегда вяжется простыми столбиками с накидом! Сделайте 3 воздушные петли подъема вместо первого столбика следующего ряда и поверните вязание.
2. Сделайте накид, введите крючок вокруг второго столбика с накидом предыдущего ряда (рис. 3). При этом столбик с накидом находится под крючком.
3. Захватите рабочую нить, вытяните петлю на изнаночную сторону работы (рис. 4) и провяжите как обычный столбик с накидом (рис.5).
Такой рельефный столбик с изнаночной стороны будет похож на выпуклый. При выполнении выпуклых и вогнутых столбиков в различном сочетании можно получить разнообразные виды резинок.

Рис. 3 - 4 - 5


Рис. 6

Рис. 7 - 8

Иногда вяжут накладные рельефные столбики. Такой столбик можно считать лицевым. Выполняется он только в лицевых рядах при вязании в двух направлениях или через ряд при круговом вязании. Крючок введите, обвивая столбик предыдущего ряда (рис. 6), на который указывает стрелка условного обозначения, вытяните петлю на высоту рабочего ряда и провяжите обычный лицевой рельефный столбик (рис. 7). Таким же методом можно провязать рельефный пышный столбик (рис. 8).

Столбики на ножке
Столбик на ножке (столбик - вилка) - один из редко используемых элементов в вязании крючком. Его выполнение требует опыта и мастерства. Если вы уже освоили выполнение столбиков с накидами, то немного потренировавшись, вы будете с легкостью вязать эти замечательные элементы.
Столбики на ножке очень изящны, с помощью них можно связать "кружевной листопад". Узоры, связанные этим элементом можно встретить в салфетках и скатертях, но при желании подобными узорами можно связать шикарную вещь для вашего гардероба.

Техника выполнения столбиков на ножке.
1. Свяжите столбик с 3-мя накидами (рис. 1). На рисунке видны провязанные 3 накида в виде 3-х поперечных "перекладин".
2. Сделайте накид и введите крючок под среднюю перекладину столбика с тремя накидами, захватите рабочую нить (рис. 2) и вытяните петлю. На крючке 3 петли (рис. 3). Далее вяжите, как обычный столбик с накидом: накид, протянуть рабочую нить через 2 петли на крючке, еще раз накид и протянуть рабочую нить через оставшиеся 2 петли на крючке (рис. 4).

Рис. 1 - 2 - 3

При желании или если указано на схеме можно провязать несколько столбиков на ножке - "ракушку" или "веерочек". То есть повторить несколько раз п.2, вводя крючок при этом в одну и ту же петлю. В данном случае под среднюю перекладину столбика с тремя накидами. Также между столбиками на ножке можно делать воздушные петли или провязывать пико.

Рис. 4 - 5

На рис. 5 вы видите элемент в виде 2 столбиков на ножке. Столбик с 3-мя накидами, в середину которого провязано 2 столбика с одним накидом. Количество накидов, как в столбике-ножке, так и в остальных столбиках, а также место введения крючка в столбик-ножку может быть разным. Нужно внимательно смотреть на схему.

Здесь вы можете посмотреть условные обозначения разнообразных видов столбиков на ножке и детальные описания их выполнения.

Крестообразные столбики
На схемах обозначаются Х с выделенным центром, или со штрихами на нижней и на верхней частях. Кол-во штрихов на одной ножке соответствует кол-ву накидов в столбике. (Обратите внимание! независимо от к-ва накидов или разделительных в.п. в основании-вершине, этих столбиков в элементе только два!):

Перекрещенные столбики: - элемент может состоять из группы столбиков, одна часть которых перекрещена другой группой влево или вправо. При этом выполненная первая группа столбиков, независимо от кол-ва, обвязывается второй группой с обеих сторон - первые столбики ввязаны во вторые. Обозначаются перекрещенными знаками столбиков. Провязываются по порядку обозначения на схеме - вначале вывязывают 1 или 2 столбика, вершины которых расположены ближе к началу ряда, т.е. влево. Основание ножки столбика показывает точку введения крючка в полотно и то число петель нижнего ряда, которые надо пропустить. Вывязывая вторую половину перекрещенных столбиков, направленных в другую сторону, крючок вводят в ранее пропущенные петли, начиная с первой из них по счету слева\направо. В результате ножки первой половины столбиков оказываются ввязанными внутрь ножек второй половины столбиков.



Пересекающиеся, скрещенные столбики: Эта группа столбиков выполняется аналогично перекрещенным столбикам так, чтобы группа одних столбиков проходила или сверху, или снизу группы вторых столбиков, но при этом они не были бы скрепленными между собой. На схемах одна группа обозначается прерывистой линией (столбики нижнего вывязывания, расположены по изнаночной стороне полотна); вторая группа столбиков обозначена цельной, непрерывной линией - эти столбики располагаются поверху первой нижней группы по лицевой стороне полотна.

При выполнении крючковых аранов, «кос» и «жгутов» используются группы рельефных (выпуклых или вогнутых) перекрещенных столбиков с одним или более количеством накидов. Перекрещенные столбики можно выполнять, располагая поверху первую или вторую группу столбиков, чтобы получить наклон вправо или наклон влево




Примечания.
1. Перекрещенными и пересекающимися могут быть столбики с любым числом накидов, а также можно пересекать пышные столбики с обычными столбиками, что показано на 1-й странице в обозначениях, поставленных Ирой Ротт.
Вначале всегда провязывают СН, а затем пышный столбик, направленный в другую сторону.
2. В узорах между вершинами у пересекающихся или у перекрещенных столбиков при необходимости можно вывязывать разделительные воздушные петли, тогда и между ножками этих столбиков пропускают такое же количество столбиков (петель) предыдущего ряда.