Главная · Вязание · Рисунки для выжигания для начинающих. Разные трафареты для выжигания, от простого к сложному. Основные типы приборов для выжигания по дереву

Рисунки для выжигания для начинающих. Разные трафареты для выжигания, от простого к сложному. Основные типы приборов для выжигания по дереву

Доброго времени суток, мозгоремесленники ! Сегодня я поделюсь своими наработками в области выжигания по дереву или пирографии, применяя которые вы сможете своими руками создать настоящий шедевр!

Инструмент для выжигания

Инструмент для пирографии можно подобрать любой: от дешевого до дорогого. Мой первый выжигатель был из супермаркета, в комплекте к нему шли 5 различных насадок и, в принципе, он выполнял свою работу на отлично. Но со временем, я стал его применять только для заливки фона, так как при многочасовой работе с ним он начинает медленно «жарить» пальцы, да и жало раскаляется так, что теряется точность.

Поэтому я приобрел профессиональный мозгоинструмент пирографа, с возможностью регулировать накал жала, что очень удобно при использовании различных пород дерева и создания различных затемнений. И конечно большой плюс в том, что не нужно дожидаться остывания жала выжигателя, чтобы сменить его на другое.

Материал для пирографии

Для начала замечу, что необходимо иметь вытяжку или вентилятор при выжигании, но не направляйте поток воздуха на выжигатель, чтобы он не охлаждался.

— МДФ: Не самый красивый материал, но у меня он имелся в большом количестве. Материал твердый, поэтому требует большего накала; зернистость отсутствует, что позволяет выполнять рисунок более четко и без ошибок; при выполнении градиента дает хороший золотой отблеск, но иногда и безжизненно сероватый. Важно! Так как МДФ это спрессовано-склееная древесная пыль на формальдегидной основе, поэтому вытяжка обязательна!

— сосна: дешевый и широкодоступный материал, мягкий, легко пережигается. Зернистость заставляет играть с температурой накала и нажима на жало, смолы придают поделке лаковый блеск.

— кедр: мягкий материал, зернистость не доставляет хлопот, линии проявляются хорошо, но градиент получается малозаметным.

— вишня: при работе пахнет великолепно 🙂 ! Работал с ним всего лишь раз, но качество отличное.

Еще замечание — никогда не выжигайте на поверхностях, которые чем-либо (лак, краска и т.п.) обработаны! Это приведет к возгоранию или отравлению.

Нанесение контуров

На мои первые самоделки контуры я наносил кропотливо, от руки, считая, что калька или шаблоны не допустимы, что это своеобразный обман. Но когда понял, что заказчики это не ценят, что для них это маловолнующий момент, то стал наносить рисунок и через черную кальку. Именно черную, синяя доставляет много неприятных хлопот.

Хитрость: некоторые пирографы наносят рисунок посредством термотрансферной бумаги, распечатав рисунок на принтере и «переведя» его с помощью теплого утюга. Но этот способ может вызвать перегрев материала и при объемных самоделках могут потеряться пропорции рисунка, могут появиться искажения. Но способ такой есть.

Выжигание контуров

Для прохождения контуров я применяю копьеобразное жало с нагревом 7/10 для МДФ и 5/10 для сосны. Острым жалом труднее соблюдать плавность линий, к тому же он оставляет приличную борозду, но мне это нравится. Шариковое жало не глубоко проникает в дерево и позволяет выжигать линии различных направлений.

Хитрость: Старайтесь выжигать контуры одним мозгоросчерком , одним махом, но ведите жало медленно, так как можно поцарапать дерево, а не прожечь. При длинных линиях можно перемещать не только руку с выжигателем, но и сам материал.

Заливка

Заливка поверхностей легче, чем создание градиента, но тоже выглядит хорошо. Для больших объемов я рекомендую плоский наконечник с нагревом в средних и высоких температурах. Для малых участков применяю каллиграфическое перо, что тоже дает высокое качество.

Хитрость: Не пытайтесь заливать поверхности быстро и на чрезмерно высоких температурах, так вы испортите самоделку , оставив глубокие черные шрамы-борозды на дереве. Работайте в пределах средних температур мягкими круговыми движениями.

Золотая хитрость: При первом касании дерева дуйте на кончик жала, так не будет видна черная стартовая точка при круговых движениях, и начало будет плавным.

Градиент

Для создания градиента нужен меньший накал, больше терпения и точности в движениях руки. Для получения эффекта градиента я применяю плоский наконечник с накалом 4-5/10.

Сам градиент наносится круговыми движениями на небольшой площади, за первый проход изменений не видно, но проходя по части площади второй раз, это участок становится темней.

Важно: при большой зернистости/волокнистости мозгоматериала более грубые волокна обрабатывайте более высокой температурой, чем при нанесении всего градиента.

Штриховка

Штриховка и перекрестная штриховка дают прекрасный результат и иногда они даже лучше, чем градиент, например, при очень большой волокнистости материала.

Для штриховки я применяю те же наконечники, что и при нанесении простых линий, например, копьеобразное жало. Начинайте штриховать в одном направлении, всегда от краев, таким образом, края будут темней, чем внутренняя часть. Чтобы сделать штриховку поделки темней в некоторых местах, наносите перекрестную штриховку.

Текстуры

Хорошо получаются при выжигании различные текстуры, я расскажу о некоторых:

— волосы на голове: для сумасшедших волос, как в стиле 80-х (см Kiss), или просто немного грязных (см AC / DC), используйте плоский наконечник с высоким накалом. Линии при этом не старайтесь делать гладкими и плавными, так вы добьетесь объема волос. Оттенки варьируйте степенью нажатия выжигателя, либо оставляйте невыжженные участки как блики.

— мех: тонким наконечником, острым или круглым, можно создать удивительный эффект меха. В темных местах меха используйте больший мозгонагрев и нажим, и легкие быстрые штрихи в светлых местах. Если мех получился слишком угловатым и четким, пройдитесь по нему плоским наконечником и доработайте эту текстуру.

— чешуя и кожа: для создании этой текстуры используйте острые и ломаные линии. Это придаст эффект растрескивания, а плоским наконечником создавайте затемнения, чтобы придать объем. Для этой текстуры не применяйте штриховку, иначе получите мехового дракона 🙂

Фон

После выжигания основного рисунка необходимо дополнить самоделку фоном, это особенно актуально при работе с дешевым и низкокачественным деревом. В этом вам помогут мои следующие хитрости:

— ржавчина: самый простой способ нанесения ржавчины это «соскоблить» ржавчину со старых болтов и железок обычной мозгошкуркой, а потом нанести полученный бурый порошок на самоделку. Я делаю это пальцем, но вариант ватного тампона тоже пригоден.

Этот эффект я часто применяю на МДФ для того, чтобы убрать излишний блеск и добавить ее реалистичности.

— вентилятор: с помощью обычного подвижного вентилятора, который плавно направляет поток в различные углы комнаты, можно создать изумительный эффект виньетки. Просто направьте его на самоделку и начните плавно выжигать линии рисунка, эффект проявится не сразу, но вы обязательно его увидите. Суть в том, поток от вентилятора периодически охлаждает жало, тем самым одна и та же линия имеет различную черноту на своем протяжении.

Будьте осторожны при близкой работе с мозговентилятором ! Я как-то забылся и получил приличный ожог, когда вентилятор наскочил на выжигатель.

— затемнение: когда рисунок требует полной черноты фона, или когда у вас есть терпение, или объем затемнения не большой, то тогда можно применять плоский наконечник на высоких температурах или использовать технику градиента. Но при этом будьте уверены в конечном результате, иначе все окончится потерей времени и материала.

— поинтирование или «точка»: это старая техника, применяемая во многих средневековых произведениях искусства. Суть в простом нагревании железного шаблона, например, болта и многократном «клеймении» самоделки . Сейчас для этого подойдет больной круглый наконечник, который нужно достаточно нагреть и периодически очищать от нагара. При работе с мягкой древесиной данная техника позволяет создавать контрастный рисунок и текстурный фон.

Если вам понравилось мое ремесло, то приобретайте выжигатель и смело погружайтесь в мир искусства под названием пирография.

Удачных мозгошедевров !

Техника выжигания по дереву или пирография - это несложное и увлекательное занятие, тесно связанное с традициями русского народного творчества. На Руси издревле была ценна ручная работа. Мужчины ковали из железа, выжигали и вырезали различные предметы из дерева. Особенно часто это были различные иконы, кресты, иконостасы, а также разделочные доски, предметы кухонной утвари, расчески и так далее. Нетрудно было разобраться в выжигании по дереву, эскизы тогда находили в окружающем мире: это были изображения святых, природные узоры и мотивы, цветы, животные.

Сейчас всевозможные шаблоны и трафареты можно запросто найти в Интернете, в специальной литературе, а также купить готовый набор, включающий в себя доску, электровыжигатель и даже эскиз с сюжетами для выжигания.

Материал и правила выжигания

Для начинающих лучше всего подойдет светлые и мягкие породы дерева, они легко поддаются нанесению рисунка пирографом (электровыжигатель).

Можно использовать материалы из липы, тополя, каштана, главное — выбрать ровную деревянную поверхность, чтобы на ней не было сучков.

Перед началом выжигания необходимо подготовить доску, а именно зачистить поверхность доски наждачной бумагой, затем покрыть мебельным лаком и отшлифовать еще раз. Таким образом удалятся все ворсинки и ненужные «заусенцы» с вашей доски.

Также убедитесь, что поверхность абсолютно сухая, и только потом можно приступать к работе. Во избежание загрязнения рабочей поверхности вашей доски можно нанести рисунок не на саму доску, а на прозрачную бумагу. Так бумага снимется по мере выжигания изображения. Обязательно опирайтесь рукой, в которой находится пирограф, на стол или другую рабочую поверхность, чтобы избежать случайных движений, которые могут привести к порче рисунка. Помните, что кончик выжигателя раскален, поэтому будьте аккуратны при работе с опасным инструментом.

Статья по теме: Ажурная кофточка крючком: схемы и описанием с фото и видео

Как только рисунок выжжен, необходимо дать работе немного остыть в течение 3-5 минут, затем тщательно пройтись мелкой наждачной бумагой по всей поверхности доски. Делать это нужно аккуратно , чтобы не повредить линии и штрихи, нанесенные пирографом.

Приступаем к декорированию

Готовые рисунки можно расписывать красками. Подойдут акварель или акрил, а также можно использовать масло при умении с ним работать. Цвет добавит вашей работе нарядности и яркости. Также, чтобы придать картине блеск и сохранить цвета, можно использовать восковую отделку.

Особенно интересной пирография окажется для детей, ведь так много красивых и интересных картин можно сотворить с помощью этой чудесной техники! Мальчики могут выжигать животных, любимых супергероев, модели автомобилей или мотоциклов. Девочкам же больше понравится выжигать принцесс, лошадей или единорогов, милых котят или цветы. А как будет здорово придумывать собственные сюжеты для выжигания! Есть где разгуляться фантазии. Вот несколько фото для вдохновения деток:

И несколько более сложных вариантов:

Дерево – материал на редкость благодарный. Достаточно прочный, чтобы быть долговечным, достаточно твердый, чтобы удерживать даже очень тонкую форму, достаточно мягкий, чтобы позволить обработку простыми ручными инструментами.

Поэтому и методов декорирования деревянных изделий существует масса. Например, узоры и рисунки на дереве.

Понятие о пирографии

Выжигание по дереву или пирография – занятие довольно простое, но при этом обеспечивающее быстрый и красивый эффект. По своей технологии пирография проще в выполнении, чем, например, резьба, хотя, конечно, и здесь многое зависит от сложности узора и техники исполнения.

Узоры для выжигания п­о дереву выполняются специальным прибором – выжигателем. Он представляет собой металлическое перо, закрепленное на ручку. Перо изготавливается из нихромовой проволоки разной толщины, что позволяет получить линии и точки разного диаметра. Как правило, выжигатели комплектуются целым набором насадок, используемых для пирографии.

Различают приборы с твердыми и проволочными перьями. Первые имеют постоянную температуру нагрева и чаще используются для фонового прижигания. В выжигателях с проволочными перьями можно регулировать температуру нагрева, что позволяет получать линии разной интенсивности.

Перо при включении прибора раскаляется до довольной высокой температуры и при соприкосновении с древесиной прожигает его. При работе необходимо соблюдать правила безопасности, поскольку обжечься о проволоку очень легко.

В качестве материала для поделки используют относительно мягкую древесину: березу, каштан, тополь, ольху. Очень неплохой результат при создании узора получают на фанере, особенно березовой. Обязательное условие: дерево или та же фанера должны быть очень хорошо просушены.

Кроме того, для получения качественного орнамента или рисунка необходимо предварительно материал ошкурить. Поверхность поделки должна быть совершенно гладкой.

Техника пирографии

Существуют несколько разнообразных приемов, позволяющих получить рисунок или орнамент по эскизу.

Новичку лучше начинать с самых простых и стандартных.

  • Стандартная методика – подразумевает перенесение на дерево эскиза узора и выжигание его по контуру. При этом допустимы различные способы: нанесение штрихов, получение точечного изображения и так далее. На фото – изображение птицы.
  • Метод негатива – требует более тонкой и длительной работы. В этом случае рисунок создается светлым цветом нетронутого дерева, а выжигается фон. Чаще всего, таким образом выжигают фотографии или сложные картинки. Для узоров, как правило, достаточно стандартных приемов.

В этом случае применяют 2 методики. Первая подразумевает прямое выжигание фона вокруг нанесенного эскиза. Вторая сочетает резьбу и фон: сначала целиком выжигается фон, а затем на нем мастер вырезает изображение.

Рельефный узор – еще один пример комбинации резьбы и пирографии. Для этого на дерево переносится эскиз, вырезается для придания объема – не лобзиком, а фрезой, и затем выжигается на определенных участках. На фото – рельефное изображение.

Рисунки и узоры для в­ыжигания по дереву можно скачать на любом соответствующем сайте. Можно использовать даже собственную фотографию, если удастся скачать подходящую программу преобразования.

Технология работы

Сама по себе работа достаточно проста, хотя и требует аккуратности и усидчивости. Как правило, выполнить ее за один раз нельзя.

  1. Вырезают лобзиком деталь соответствующих размеров, поверхность и срезы тщательно зачищают наждачной бумагой.
  2. Узоры для резьбы по д­ереву перерисовывают на лист от руки или через копировальную бумагу.
  3. На прибор устанавливают перо необходимого вида – писчее или косое, и выжигают контуры изображения.
  4. Приступают к ретушированию фона – для этого на аппарат закрепляют перо для ретуши. Можно использовать и другие насадки. На фото – обработка фона под узором.
  5. После того как материал остынет, поверхность очищают от пыли и копоти и протирают ластиком.
  6. Чтобы сделать изделие более долговечным, поделку покрывают прозрачным лаком.

На предложенном видео-уроке выжигание узора на деревянном листе рассматривается более подробно.

Если вы увлеклись выжиганием, наверняка вас заинтересует статья об узорах для выжигания по дереву. Такие узоры наносятся специальным прибором - пирографом - на деревянную поверхность. Это совершенно не сложное занятие, которое подойдет и для взрослых, и для детей.

Выжигать по дереву очень увлекательно, ведь таким способом можно получить очень красивые изделия, сделанные своими руками, которые в будущем можно представить в виде подарков ко всевозможным праздникам, начиная от Нового года и заканчивая Днем матери. Эскизы для выжигания по дереву легко найти в Интернете, также там можно отыскать много различных мастер-классов, как для начинающих, так и для опытных пирографистов.

Прежде чем приступить к выжиганию, ознакомьтесь с несколькими важными советами, касающимися этого интересного занятия.

  • Новичкам лучше всего выбирать светлые и мягкие породы дерева для первых работ. Они легко поддаются выжиганию из-за своей мягкости и не требуют сильного нажатия на перо выжигателя ввиду своей светлости. К таким породам можно отнести тополь, каштан, березу. Также для первых опытов с пирографом подойдет обычная фанера.
  • Если вы хотите выжечь узоры или орнаменты на разделочной доске, выбирать ее стоит из тех же соображений, что в первом пункте. Вам будет проще работать с мягкой и светлой доской, да и рисунки получатся выразительнее и интереснее.
  • Для детей можно купить специальные наборы для пирографии (выжигания по дереву), которые продаются в хобби-гипермаркетах или магазинах для рукоделия. Стоят такие наборы не слишком дорого и станут отличным подарком к празднику для вашего ребенка.
  • Перед работой нужно обязательно очистить доску от лишних сучков и заусенцев. В этом поможет наждачная бумага. Пройдитесь ей по всей площади доски, затем покройте доску мебельным лаком, а после снова зашкурите наждачкой. Таким образом вы обезопасите себя и своего ребенка от нежелательных заноз в пальцах.
  • Следите, чтобы кончик пера пирографа не касался вашей кожи. Он раскален и может повредить кожные покровы, работать с ним нужно очень аккуратно. Очень важно, чтобы ваша рука, в которой вы держите инструмент, опиралась на твердую поверхность, когда вы будете наносить рисунок. Если перо отскочит, это может испортить рисунок или обжечь вас.

Статья по теме: Вяжем крючком корзинку «Совушку»

На чем можно выжигать

Если вы хотите сделать кому-то подарок в виде кухонной утвари, да еще и декорированной своими руками, здесь вам могут пригодиться такие предметы, как скалки, деревянные ложки и тарелки, разделочные доски.

На них можно выжигать простые и сложные орнаменты, различные природные мотивы, цветы, животных, дарственные надписи, заключенные в рамки, и так далее. Вариантов много, и некоторые из них представлены на фото ниже.

Скорее всего адресат подарка не станет использовать его в быту, однако самое видное место вашей работе обеспечено!

При выжигании на скалках работать будет немного тяжело, потому что скалка - предмет объемный. Поэтому для удобства подложите под руку с пирографом несколько брусочков фанеры, а другой рукой держите скалку за ручку и прокручивайте, когда этого требует рисунок.

Если вы хотите выжечь текст и заключить его в рамку, чтобы рамка была ровной, можно воспользоваться клейкой лентой: прилепите ее на дерево, придав ту форму, которую вы хотите придать нижнему краю рамки, а затем выжигайте по линии ленты как по контуру.

Выжигать на деревянных ложках также довольно проблематично, поэтому ложку лучше всего закрепить. Узоры для выжигания на ложках могут быть различными: и цветы, и пейзажи, и орнаменты, и слова поздравления. Чтобы повесить такую ложку на стену, на ней необходимо сверху просверлить отверстие и вставить шнурок. Красиво будет смотреться с деревянной ложкой бечевка.

Обычно деревянные ложки легко найти, да и стоят они довольно дешево, поэтому вся ценность такого подарка в том, что вы приложили руку к созданию шедевра.

Также можно легко справиться с выжиганием на разделочной доске. Она может быть использована в быту, а может украсить кухню хозяина. Доски из бука - не лучший выбор для тех, кто хочет выжечь рисунок с мелкими деталями, на таких досках лучше всего выжигать слова, имена и так далее. Для мелких деталей лучше всего выбрать доску из вяза или липы, они достаточно просты и приятны в обращении.