Главная · Пэчворк · Мастер-класс по изготовлению богородской игрушки «Цыплята» для патриотического уголка. Волшебники со стамеской: как рождаются знаменитые богородские игрушки Кузнецы богородская

Мастер-класс по изготовлению богородской игрушки «Цыплята» для патриотического уголка. Волшебники со стамеской: как рождаются знаменитые богородские игрушки Кузнецы богородская

Заготовка липы в селе Богородское - непрерывный процесс. Ведь для того, чтобы из ствола вышли качественные заготовки, липа должна не менее четырех лет сохнуть в естественных условиях. Именно поэтому после первичной обработки липовые стволы складывают в шалаши или штабели и оставляют на несколько лет в специальных ангарах.

Просушенное дерево отправляют на зарубку. На токарном станке или вручную, топором, мастера намечают самые общие контуры будущей игрушки, по шаблону вырубая или выпиливая заготовку. Затем обрабатывают изделие стамеской и специальным ножом, так называемой «щучкой», которые специально для богородской резьбы изготавливают потомственные деревенские умельцы.

Вырезанные и тщательно обработанные части будущей подвижной деревянной игрушки шлифуют, затем полируют шероховатости, делая дерево абсолютно гладким и бархатным на ощупь. Получившиеся части собирают в движущуюся композицию, при необходимости расписывают вручную и наносят несколько слоев лакового покрытия.

Символ промысла - движущиеся деревянные игрушки.

Богородский промысел деревянной резной игрушки сродни Сергиево Посадскому. Школа резьбы Троице-Сергиевой Лавры является родоначальником для обоих этих промыслов и известна начиная с XV столетия. В 18 веке промысел представлял из себя сезонное крестьянское производство. С ноября по начало апреля в селе как правило нет работы, поэтому чтобы как-то себя занять и заработать немного денег мужики брались за ножи и вырезали из липы деревянные игрушки. Продавать готовые изделия возили в Сергиев Посад.

К середине 19 века богородская резьба стала самостоятельным кустарным промыслом, который приобрел российскую, а затем и мировую известность.

Постепенно богородская игрушка перешла из разряда кустарных крестьянских поделок в направление народного искусства, обрела собственные неповторимые черты.

В 1913 году в поселке была организована артель «Богородский резчик», что позволило мастерам обрести экономическую самостоятельность и вывести образцы своего промысла на международный рынок. Отличительной чертой промысла к этому моменту стали движущиеся деревянные игрушки, что резко дистанцировало артель от соседней Сергиево Посадской, сохранившей в качестве символа и главного действующего образца традиционную русскую матрешку .

Символом Богородского промысла, известным по всему миру, стала игрушка «Кузнецы» , представляющая из себя поочередно бьющие молотками по наковальне деревянные фигурки мужика и медведя. Вырезанные из светлой липовой древесины кузнецы обычно не раскрашивают, а просто покрывают несколькими слоями бесцветного лака.

Цена урбанизации - упадок народного промысла.

К 1960 году, под влиянием так называемого офабричивания народных промыслов, на территории села Борогодское была создана Фабрика художественной резьбы. Исчезновение артельной организации труда постепенно отдаляло мастеров друг от друга, лишая их столь необходимой для развития промысла простоты сельского общения. Под гнетом повсеместно насаждаемых принципов плановой экономики чахли деревенские традиции, а застройка территории села панельными многоэтажками, вырубка лесов и снос старинных резных деревянных построек, постепенно свели на нет заготовку и сушку древесины, что привело к необходимости закупки дорогого стороннего сырья. Высокие цены на энергоносители усугубили и без того возросшие производственные затраты, переселившиеся на верхние этажи новостроек мастера-резчики окончательно утратили связь как друг с другом, так и с народными корнями, а традиционные рынки сбыта стали недоступны, ведь цена богородской игрушки сильно возросла, а качество, к сожалению, оставляло желать лучшего.

Богородская игрушка от производителя. Высокое качество и адекватна цена.

Расположенное в Сергиево Посадском районе производство интернет магазина сувениров и подарков «Золотой Грааль» объединило мастеров различных направлений народных художественных промыслов. Тщательно создаваемая и бережно хранимая репутация, низкие цены и неизменно высокое качество выпускаемых изделий сделало нашу компанию безусловным лидером в области производства и продажи русских сувениров.

Сергиево Посадские матрешки ручной работы, богородская игрушка, изделия из бересты, расписные шкатулки, гжель и хохлома - вот далеко не полный набор сувениров, которые вы можете приобрести. Наши специалисты готовы ответить на любые возникающие вопросы, предоставить гарантии подлинности наших изделий и дать консультацию по использованию и хранению производимой нами сувенирной продукции.

Обращайтесь к нам и оставайтесь нашими клиентами на долгие годы!

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский техникум строительных технологий и городского хозяйства»

Творческий проект

Деревянная игрушка на основе

богородской резьбы

Студентка группы № 105 Кочарина К.А.

Руководители проекта: Пономарева Н.В.

Поваренкова Т.В.

Курган, 2016г

Тема: Деревянная игрушка на основе богородской резьбы

Актуальность разработки и реализации проекта: В кружках технического творчества с моей точки зрения происходит соединение умственного и физического труда, развитие быстроты мышления, глазомера, эстетического вкуса, аккуратности.

В кружках учат мастерству. Это хорошая возможность самовыражения в своих работах и ты выкладываешь в них свою душу, а это формирует характер и внутренний мир человека. На увлечение резьбой можно посмотреть и с финансовой точки зрения. Даже старинная пословица гласит, что «умелые руки в цене». Или просто приятно подарить кому-либо вещь, сделанную своими руками

Цель : Изучение истории возникновения богородской игрушки и создание собственной творческой работы.

Задачи : 1. Знакомство с историей создания богородской игрушки;

3. Определиться с выбором материала для резьбы

4.Развивать фантазию, вкус, творческое воображение;

5. Показать собственный приобретенный опыт в изготовлении

богородской игрушки

Методы исследования :

1. Теоретические

2. Практический

Этапы реализации проекта:

I Подготовительный

1.Определение темы, целей и задач, содержание проекта.

2.Обсуждение проекта с руководителем.

II Констатирующий

1.Сбор материала по теме из литературы, интернет

2.Проработка и анализ полученной информации, в реализации проекта

3. Изучение истории возникновения деревянной игрушки

4.Создание богородской игрушки. (мастер-класс)

5.Создание презентации

III Обобщающий

1. Выводы с предложениями.

2. Представление проекта

Приложение № 1

Приложение № 2

1.Изучение истории развития Богородской резьбы

Современная техника резьбы способна скопировать даже скульптуру, но цена ручной работы всегда будет высока, ведь ценится самобытность, личность мастера, вложенная в работу, душа художника. И как показывает практика, и никогда не поздно испытать свои творческие способности.

Когда заводят разговор о резчиках по дереву, то некоторые думают, что это чисто мужское занятие. То, что это не так, показывает хотя бы предание о том, как возникла Богородская резьба

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом. И пошло дело: жена стала вырезать, а муж продавать. Так и родилась богородская резьба, которая и по сей день славится своими мастерицами.

Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.

Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

2. Изучение сюжетов деревянной игрушки

Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Она стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.

Персонажи, которых мастера брали за прототипы для своих игрушек, окружали их с детства. Дровосек, крестьянин с коровой, косарь. Позже появились в творчестве богородцев и мастеровые, и барыни да гусары, помещики и чиновники.

Если простой люд в работах богородских умельцев изображался, как правило, с любовью и теплотой, то в фигурках барынь и гусаров почти всегда можно заметить тонкий юмор и иронию.

Характерная особенность богородской игрушки – то, что все персонажи изображены в движении, в действии, присущем данному персонажу. Широко известны такие игрушки, «Курочки», с подвижными фигурками на деревянных планках. Если это дровосек – то он машет топором, если гусар – то гарцует на коне.

О
чень известна игрушка «Куры на кругу». Стоит раскачать шарик круговым движением, и куры примутся торопливо клевать нарисованные зерна, причем двигаться они будут в строгой последовательности, по очереди. Курочки как живые «клюют» зерно,

р
авномерно постукивая клювиками по деревянному кругу, так что смотреть на это забавное представление не надоедает.

Животные – не редкость в работах богородских резчиков, самый популярный персонаж животного мира в богородской игрушке, конечно же, медведь.

(см. приложение № 1)

Все выше перечисленное и многое другое, что безгранично, как фантазия человека подтолкнуло меня в этот бесконечно прекрасный мир резчика по дереву

3. Материалы для богородской игрушки

Основной материал для изготовления игрушек - липа. Если ее нет, можно использовать осину и ольху. Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но высохнув, она становится достаточно твердой. Липа и пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. Самое главное - дерево должно быть хорошо высушенным.

Коль я ставила перед собою одну из задач ознакомиться с историей богородской игрушки, то мне интересна, стала загадка: «В избу - вороном, из избы - белым лебедем»? А разгадка у ней очень интересная. Раньше на Руси облупленные липовые поленца-лутошки укладывали в штабель под навесом, где они просушивались все лето. Зимой, когда у крестьянина было много свободного времени, приносил он в дом лутошки и начинал мастерить. Из почерневшего за лето поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Под резцом обнажалась чистая белая древесина. Сверкающие белизной готовые изделия некоторые крестьяне отправляли на базар. Тогда то и появилась эта загадка «В избу - вороном, из избы - белым лебедем»

Руководитель кружка всегда держит про запас липовые чурочки-четвертинки, когда небольшой чурбачок в виде четырех- или трехгранника или части полена обтачивают и придают ему задуманную форму.

В техникуме, некоторый дефицит липы приходится использовать древесину хвойных пород, что предполагает затрачивать больше физического труда

Готовые изделия из дерева следует беречь от влаги во избежание их дальнейшего гниения или растрескивания. Исключением могут являться лишь те изделия, которые имеют защитное покрытие и рассчитаны на использование во влажной среде.

В качестве защитного покрытия используют различные пропитки.

4.Инструмент для Богородской резьбы

Наверное без "богородского"ножа и не было бы Богородской резьбы.

Э
тот нож ещё называется "ЩУЧКА". (Нож-косяк)

Для резьбы также используются стамески различной формы: плоские (прямые), полукруглые, клюкарзы, уголки, церазики, косяки.

Плоскими стамесками в основном режут и зачищают ровные и выпуклые поверхности. Полукруглые Ими вырабатывают канавки и закругленные углубления.


Инструмент для резьбы по дереву:

Прямая,

Отлогая,

Средняя, круглая стамески,

Клюкарза;

Стамеска-уголок;

Церазик.

Режущий инструмент должен быть хорошо и правильно заточен. В этом нам помогает руководитель кружка, которая раскрывает перед нами некоторые секреты.

Я горжусь тем, что имею свой профессиональный инструмент. Заточка инструмента

Инструмент хранится в специальных чехлах из ткани, что бы избежать повреждения и затупления инструмента

1. Снятие фаски на абразивном круге с крупным зерном. Стамеска при этом равномерно поворачивается. Полотно постоянно опускается в воду, иначе можно пережечь лезвие.

2. С появлением заусенцев инструмент продолжают точить на мелкозернистом круге и затачивают фаску.

3. Затем богородский нож затачивают на меловых брусках, так же используют воду, нож часто переворачивают.

4. После этого богородский нож точат на оселке с мылом и водой. Так же часто переворачивают.

5. Стамеску правят на плотном войлочном круге с пастой ГОИ, а нож правят на «правилке» - полоса кожи, натянутая на доску с рукояткой. Так же используют пасту ГОИ.

4.Составление композиции и разработка игрушки стряпуха

Мастер-класс

- Композиция должна быть целостной: все элементы в ней нужно располагать так, чтобы невозможно было что-то заменить, убрать, внести, поменять местами без ущерба для всего целого, иначе это будет новая, хотя и похожая композиция, при этом несущая, возможно, совсем иной смысл.

Работа над заданием (см приложение №2)


Заключение

Спешите к нам,

У нас нет места скуке!

Мы развиваем разум,

чувства, руки.

Каждый человек знает, что жить в нынешних условиях не подготовленному специалисту сложно. Квалифицированные специалисты стараются получить более высокую квалификацию, чтобы не остаться без работы. Я понимаю нынешнюю ситуацию и приложу все усилия, чтобы стать разносторонним творческим профессионалом. Это и избавит меня от лишних проблем в будущем. Но я думаю, что я не остановлюсь на достигнутом, а буду познавать все больше, жить и работать под девизом: «Знания через всю жизнь»! Окончив техникум, буду повышать свои знания, как в практической, так и в теоретической части. И думаю, что передо мной не встанет серьезный вопрос: «Востребованность на рынке труда» так как люди с моей профессией страдают от безработицы, пожалуй, меньше чем представители других профессий, да и без дополнительных полученных мною умений, по резьбе по дереву, так как без поделок из дерева не обойтись в наше время. Спрос на художественную резьбу все больше и больше повышается. А особенно в цене те, которые относятся к профессии как к искусству, выполняют свои обязанности с душой. В хороших специалистах нуждалась, и будет нуждаться Россия, любимый мой город Курган!

Список использованной литературы

1. Тангибердиева З. И., Варваров В. М. , Художественные промыслы РСФСР, М., 1959

2. Т. Разина, Художественные промыслы Подмосковья, М., 1982

3. Художественные промыслы и игрушка, М., 1973

4. Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н., Художественные промыслы России, М., 1989

Попадая на Богородскую фабрику, которая находится в одноименном поселке Сергиево-Посадского района, будто окунаешься в сказку. Волшебство начинается сразу за калиткой: резные медведи едят мед, сидя на настоящей березе, лошадь тянет воз, а из деревянного колодца с ведрами смотрит щука. Так украсили территорию работники фабрики.

В основном здании полным ходом идет ремонт – скоро все мастера будут работать в одном месте. Сейчас, чтобы познакомиться с процессом изготовления игрушек, приходится переходить из одного помещения в другое.


– Мы создаем пространство, где можно увидеть все стадии производства, это удобно в первую очередь посетителям, – поделилась планами исполнительный директор фабрики Ирина Воливецкая. – Также расширится музей: вместо трех залов будет четыре, а экспозиция пополнится уникальными изделиями.

Самое интересное происходит у резчиков: здесь деревянная заготовка под ножом или стамеской мастера превращается в медведя с гармошкой, лебедя или сову. В помещении повсюду свежие, еще не покрытые лаком скульптуры, на полу стружка, а в комнате витает запах дерева.

Из общей картины выбивается лишь местное ноу-хау, которое стоит в центре комнаты, – велотокарный станок. Устройство работает следующим образом: один человек крутит педали, тем самым приводя механизм в действие, а другой вытачивает несложную игрушку.

– Станок придумали сами, чтобы развлечь туристов, – говорит Андрей Чернов, резчик по дереву.

Этой осенью предприятие отметит юбилей – 105 лет. В ноябре 1913 года появилась артель «Богородский резчик» и открылась профессионально-техническая школа, где готовили новые кадры – мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия промысла, артель была преобразована в фабрику.

История одного мастера

Андрей Чернов работает здесь около 30 лет. Он приехал в Подмосковье из Норильска в 1985 году.

– Окончил училище по специальности резчик по дереву 5-го разряда, – вспоминает он. – Думал, приду на фабрику и как начну работать! Но не тут-то было. Старожилы делали скульптуру за пять часов, а у меня уходило два дня. Тогда я понял: самое ценное – это опыт.

Сегодня, чтобы сделать маленькую фигурку, Андрею Чернову нужно несколько часов, на скульптуру побольше уходит: от трех до семи дней. Рисунки и эскизы резчики придумывают сами.

– Настоящая богородская игрушка делается из липы, – продолжает Чернов. – Это пластичный материал, с которым удобно работать.

По словам Ирины Воливецкой, в год закупается около ста кубов дерева на сумму 1 млн руб. Сначала оно поступает на склады, где сушится в течение двух лет, и только потом попадает в зарубочный цех, чтобы мастера могли сделать заготовки.

История богородской деревянной игрушки насчитывает более 350 лет. Отличительная особенность фигурок – отсутствие явных деталей и строгих форм. Это позволяет детям развивать творческий подход и фантазию во время игры.

Курочки вне конкуренции

Помимо статичных скульптур богородские мастера создают игрушки с движущимися конструкциями. Наиболее известные: мужик и медведь с кувалдами, «плясун» с пружиной внутри, курочки, клюющие зерно на кругу.

Сюжеты для богородских игрушек всегда брались из повседневной жизни. Например, сапожник чинит обувь, лесорубы управляются с деревьями, гусары восседают на конях. Сегодня же появились медведи в сопровождении космических спутников, футболисты и даже чистящие ковры пылесосы.

– И все равно наши курочки остаются популярными, – рассказывает расписчица Наталья Травина. – Недавно поступил корпоративный заказ на целую партию курочек, которые будут стоять на кругу с логотипом компании.

Игрушки раскрашивают гуашью, после чего покрывают лаком на масляной основе. Сохнуть изделие оставляют на ночь.

– Утром, когда все готово, счищаем остатки краски, потом игрушка попадает на стол упаковщице, после – на продажу, – говорит Травина. – В день крашу до 50 фигурок. Основные цвета – белый, красный и черный.

В советское время на Богородской фабрике художественной резьбы по дереву работали около 800 мастеров, в начале 90-х годов – 400. Сейчас здесь всего 33 сотрудника, мастера преимущественно пенсионного возраста.

– Раньше навыки передавались от отца к сыну, сегодня молодежь не хочет этим заниматься, – сетует Андрей Чернов.

От мебели до экскурсий

Богородские игрушки продаются в магазине при фабрике и через интернет. Средний чек покупки – 600–800 руб. Берут, как правило, курочек на кругу, дятлов на палочке и кузнецов. Реже покупают авторские деревянные скульптуры, стоимость которых достигает нескольких десятков тысяч рублей. Основные клиенты фабрики – это перекупщики, то есть магазины и галереи.

Факт! Огромной интерес к богородской игрушке сегодня проявляют туристы из Китая.

– Есть ценители, которые хотят настоящую богородскую игрушку, а ее можно купить только у нас, – говорит Ирина Воливецкая. – На рынке много контрафакта, который делают из некачественного материала.

Сегодня на Богородской фабрике всерьез обсуждается вопрос, чтобы клеймить свою продукцию, то есть на каждую игрушку ставить именной штамп. А для увеличения спроса здесь развивают новое направление – изготовление мебели. В ассортименте уже появились первые скамейки и стулья.

Администрация предприятия активно ищет дополнительные способы получения дохода. В первую очередь это организация экскурсий, в рамках которых можно осмотреть фабрику, музей, самостоятельно собрать игрушку из заготовок и раскрасить ее. Цены на подобные услуги весьма умеренные: 1,2 тыс. руб. за групповую экскурсию, мастер-класс можно посетить за 300 руб.

– Рядом с фабрикой находится Троице-Сергиева лавра, которую посещает из года в год огромное количество людей, – говорит Ирина Воливецкая. – Туристические агентства прокладывают маршрут таким образом, чтобы показать и наше предприятие.

Кстати! Богородская фабрика выпускает 5 тыс. изделий в год.

В этом году региональные власти выделили более 700 тыс. руб. на сохранение и развитие народных промыслов. Поддержку из бюджета получат девять подмосковных предприятий.

По словам Ирины Воливецкой, поучаствовать в конкурсе на предоставление субсидий фабрике мешают объективные причины. Дело в том, что основная прибыль здесь складывается за счет сдачи в аренду помещений. Непрофильная деятельность имеет не только плюсы, но и минусы: предприятие может получить господдержку только в том случае, если более 50% его доходов поступает от реализации изделий народного промысла.

– Тем не менее мы сотрудничаем с подмосковными властями, про нас не забывают, – продолжает исполнительный директор. – Например, нам бесплатно выделяют 4 кв. м на выставке «Ладья» (проходящая в Москве в «Экспоцентре» выставка народных промыслов России. – Прим. ред.). Также мы каждый год проводим Фестиваль народных промыслов в Богородском. В следующем году областное Министерство культуры обещает предоставить нам дотацию на проведение мероприятия.

«Подмосковье сегодня»

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

2. Подвижная игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Кузнецы , закрепленные на плашках;

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Курочки , клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, чистящие ковры, футболисты и т.д.

Технология изготовления

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе чурок старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки )

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка - это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты.


Дымковская русская народная игрушка «Водоноска»

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха - символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины и дерева

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили.


Богородская русская народная игрушка из дерева

Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.


Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных - животные и птицы, главная особенность которых - чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность. Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи - это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.


В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел. Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.

Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

  • Индюк - красочный, словно павлин.
  • Барыня - это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек - фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь - традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.

Следующий этап - раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый - символ чистоты; черный - лжи; зеленый - природа; красный - силы, здоровья; синий - неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна - символ зарождения жизни; ромбы - знак плодородия; волны - знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров - простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.


Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц. Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца.

Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь - символом хозяина леса, олень или баран - символом неба и солнца. Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.


Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2–3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители - сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы - сирин).


Также широко была распространена тема крестьянского быта. Например, очень популярный образ для глиняной фигурки - женщина с младенцем на левой руке. Среди скота чаще всего изображали коров, петухов, баранов, лошадей.


В наше время создаются плешковские колокольчики-свистульки по традиционной технологии и древнерусские мифические символы, например, русалки.

Филимоновская русская народная игрушка

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон , который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.

Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана - с круглыми рогами, а корову - с рогом в форме полумесяца.

В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.


Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.

Русская народная игрушка из дерева. Богородская игрушка

Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Щепки от дерева используют для производства подставок для игрушек. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина - она и приводила фигурку в действие.


Другие игрушки изготовлялись на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Встречаются игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок. Сюжеты богородской игрушки разнообразны - это герои сказок и басен.

Мазыкская русская народная игрушка

Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников - детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар». Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, - отсюда происходит и название изделия. Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.

Основная особенность производства игрушки - использование только топора, другие инструменты применяются крайне редко. Игрушка выполняется из сосны, осины или липы. Традиционно изготавливают ее и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могут стать плавниками у щуки.

Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно - конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин , который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.

Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам.


Русская матрешка

В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.

Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:

  • Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
  • Мериновские (крупные цветы);
  • Семеновские (строгая симметричная роспись);
  • Полховские (изображение цветов шиповника);
  • Вятские (барышня-северянка).

Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.


Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.

Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров , который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.


Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.

Основной сюжет федосеевской игрушки - кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы. К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.


Основные цвета федосеевской игрушки - желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.

Птица счастья - игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено. Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.


Знаменитый исследователь-этнограф С.В. Максимов сообщает, что в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была обязательным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:

Здесь те же голубки из лучинок - досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения.

М.М. Пришвин в своем рассказе «По Маймаксе» упоминает птицу, описывая старика-помора:

А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка - вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубеночек - вроде как бы Святой Дух.

Из приведенной цитаты следует, что такого голубя олицетворяли со Святым Духом. Но и это не народные символы, поскольку и в Евангелии голубь олицетворяет Святого Духа. В 1920-е годы XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» упоминает птицу:

Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья.


Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики вырезают фигурно. На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого - продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяются они так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. В итоге получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитями.


Делается птица обычно из карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Изначально изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок. В старину на Руси голубков не было принято раскрашивать. В наши дни популярными стали в том числе и раскрашенные птички.