Главная · Пэчворк · Прорезная резьба по бересте. Мастер-класс. Великолепная резьба по бересте Описание узоров орнаментов изделий из бересты

Прорезная резьба по бересте. Мастер-класс. Великолепная резьба по бересте Описание узоров орнаментов изделий из бересты

Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу? Я встречала разные подходы к этому. Привожу свой вариант в качестве мастер-класса.
Итак, какие инструменты нам понадобятся?
Во-первых, это конечно же нож- косяк и нож-перо:

Нож-косяк (справа) нужен для первоначальной обработки бересты от наростов и неровностей на белой (изнаночной) стороне. Ее необходимо почистить, чтобы затем бересту с прорезанным орнаментом наклеить на изделие (шкатулка или фон для картины).
Миниатюрный нож- перо (слева) нужен для самой резьбы. Многие вологодские мастера пользуются при резьбе только им.
Я же пользуюсь еще и стамесками по дереву. Это дугообразные стамески различной степени выпуклости, прямые и треугольные:

Зарекомендовали себя стамески из серии «Татьянка», они достаточно тонкие и медленно тупятся, хотя и стоят довольно прилично, но один раз можно и потратиться, ибо служить они будут вам долгие годы.
Также необходимы шила. Причем их надо немного затупить, чтобы они не царапали бересту:

Бересту для резьбы подбираем качественную, гладкую, ровного цвета и без особых наплывов. Счищаем ножом или отслаиваем внутренний (белый слой) бересты. Отслаивается береста легко. Нужно подцепить ногтем необходимую толщину и отделить:

Эскиз вы можете сами нанести на бересту шилом. Я часто пользуюсь заготовками, распечатанными на принтере на бумаге. Прикладываем эскиз к бересте и обводим шилом:

Получается довольно четкий оттиск:

Теперь прорезаем бересту насквозь по линиям, используя стамески для изогнутых линий и нож для более-менее прямых:



Чтобы сделать тиснение, я использую фрезы по металлу. Они оставляют рисунок в виде «звездочки»:

Если этой же фрезой вести линию, проворачивая ее, получается симпатичная «бороздка»:

Рамку вокруг рисунка я обвожу шилом по линейке:

Красивый оттиск- пунктир остается от точек, нанесенных тупым шилом:

Для того, чтобы наклеить бересту с орнаментом на изделие, используем клей ПВА, который наносится на губку для мытья посуды. Им аккуратно тампонируем бересту с изнаночной стороны.

Береста – это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Милые береза- украшение русских лесов, олицетворение юности и целомудрия

Среди бесконечного огромного мира растений Земли только береза имеет белоснежную кору.

Кора березы имеет своеобразное строение. Поверхностный слой ее выделяется белым цветом.

За ним следуют тончайшие многочисленные желтоватые слои, которые составляют так называемую бересту - прочный, гибкий, не поддающийся гниению материал, уникальное природное образование.

Эти свойства поставили бересту в ряд жизненно необходимых для человека материалов. Из бересты гнали черный деготь, ладили легкие лодки, кровлю для шалашей,


плели лапти и болотные сапоги, куртки и картузы, бутылки и чернильницы, рожки и дудочки, ласкающие ухо.

В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества – молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое.

Туеса из бересты - что термос: сметана в них не скисает, рыба зимой не смерзается, а в жару не портится.

Все эти продукты могли хранится бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Швы в изделиях заделывались так плотно, что не пропускали влагу.

Из специально обработанной бересты изготавливали сумки, одежду, обувь,
которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи.
В стародавние времена на Руси бересту в большом количестве использовали
для письма. До наших дней хорошо сохранились письмена древних новгородцев - берестяные грамоты, донесшие до нас картины жизни той далекой поры.


Береста - один из самых поэтических материалов народного декоративно-
прикладного искусства. Подобно одеждам, она надежно защищает дерево
от различных невзгод. По весне, в яркие солнечные дни, белоснежная
кора отражает палящие лучи светила. Осенью берестяной «плащ»
защищает ствол от попадания влаги, гнилостных микробов,
в зимнюю пору - от трескучих морозов.

Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний. Прорезную бересту использовали для украшения художественных изделий.

В каждом крупном центре производства берестяных изделий складывались свои приемы украшения вещей, в которых нередко использовались узоры, орнаменты с изображением птиц и растений.


Всевозможные изделия из бересты мастер выполняет с тончайшей резьбой и тиснением, в сочетании они гармоничны. Искусно варьируя узоры, он заставляет каждый предмет как бы звучать по-своему.


Береста очень теплый материал. Даже в холодной комнате она на ощупь теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой.


Очень часто приходится слышать от женщин, долгое время работающих на компьютере, что обод из бересты снимает усталость, а зачастую и нормализует давление.


Каждое изделие неповторимо.

Изделия из бересты очень красивы – их мягкое очарование с налетом русской старины заставляет людей тянутся к таким предметам всей душой…

Прорезная резьба по бересте. Мастер-класс

Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.


Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в “Татьянке”, то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать – это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.






Изящной резьбой. Прорезные отверстия в виде кружков, овалов, полулунок, ромбов в сочетании с различными цветными подкладками образовывали характерный для каждого района и области орнамент.

Слово «орнамент» происходит от латинского ornamentum - «украшение». Это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Узоры орнаментов часто строятся по принципам симметрии, а мотивы и образы подвергаются стилизации и обобщению.

Декоративное начало орнамента сочетается со смысловым. Уже в эпохи палеолита и неолита человек создал первый геометрический орнамент, состоящий из зигзагов, крестов, кругов и прямых линий. В этих рисунках отразился весь окружающий человека мир: небо, земля, вода, вселенная. В дальнейшем появляются животный и растительный орнаменты, в которых стилизованные узоры, создавая своеобразное письмо (пиктограмму), передавали из поколения в поколение рассказ о жизни наших предков.

Различие природных условий привело к тому, что каждый народ создал свой орнаментальный язык Но следуя канону национального орнамента, мастера включали в узоры элементы, передающие своеобразие и колорит своей местности. Например, люди, живущие в северных, лесистых, районах России, предпочитали использовать в орнаменте елочки, а жители Крайнего Севера - оленей, киргизы и казахи - рога баранов, а народы Кавказа - грозди винограда, различные плоды.

Не только узор, но и цвет всегда играл в орнаменте важную роль. Так, например, у китайцев красный цвет означает юг, черный - север, зеленый - восток, белый - запад, желтый - центр. А у киргизов синий - небо, красный - огонь, желтый - пустыню. В орнаментах могут быть зашифрованы целые послания. Примером такого своеобразного письма может служить орнамент, описанный в произведении Г. У. Лонгфелло по мотивам индийских народных сказаний - «Песнь о Гайавате»:

...Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на берёсте
Много сделал тайных знаков,
_________
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;

_________
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес - дугу над нею,
Для восхода - точку слева,
Для заката - точку справа,
А для полдня - на вершине.
________
След, направленный к вигваму,
Был эмблемой приглашенья,
Знаком дружеского пира...

(Перевод И. Бунина)

Для русского орнамента характерно исключительное богатство геометрических и растительных форм, что нашло свое отражение не только в народной вышивке и традиционной резьбе по дереву, но и в резьбе и росписи по бересте.

Пожалуй, самой замечательной считается прорезная, или просечная, резьба по бересте, которая до сих пор встречается на русском Севере. Изображениями оленьих рогов, птиц, вырезанными из бересты, украшали короба мастера Западной Сибири. Интересны орнаменты северных народов России. На рисунках, помещенных в этой статье, представлены разнообразные орнаменты. Вы можете повторить изделия полностью или использовать только орнамент.

Красота и художественная ценность берестяного изделия зависят во многом от техники исполнения, в которой большую роль играют навыки (например, крутообразное движение руки во время резьбы).

Перед резьбой бересту необходимо хорошо очистить с обеих сторон и срезать до толщины в 2 мм. Из инструментов для резьбы используются нож-резак (он продается в магазинах канцелярских товаров и бывает с прячущимся лезвием) и небольшое притуплённое и отшлифованное шило. Для разметки рисунка необходимы линейка, угольник, циркуль, переводная или копировальная бумага, хорошо заточенный карандаш средней твердости и ластик Удобно использовать заранее заготовленные шаблоны для повторяющихся изображений орнамента.


Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной дощечке.
Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовки рисунок. Сначала режут кайму, а потом - центральную часть рисунка. Крупные части рисунка обязательно вырезаются по нанесенному контору, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и на глазок. После того как вырезан весь рисунок, основные его части гравируются шильцем и мелкой прорезкой.

Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых заданий и несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3 мм длиной и 0,3-0,5 мм шириной, а затем полулунки, ромбики, «пирожки» и так далее, постепенно усложняя рисунок.
На рисунках 92-94 представлены варианты изделий, выполненных техникой прорезной бересты с цветной подкладкой и комбинированием прорезывания с аппликацией (или берестяной интарсией).

Если под бересту делают подкладку из фольги или цветной бумаги, то ее сначала наклеивают на подкладку, а затем уже приклеивают к основе.

Одним из любимых материалов у мастеров была береста. Из нее плели корзины, солонки, короба, обувь (лапти, ступни). Из комбинированных изделий (древесина и кора) самым распространенным был туес, состоящий из пластовой бересты и сколотня (берестяного цилиндра).

Береста обладает антисептическими свойствами, что позволяет хранить продукты в берестяной посуде долгое время. Кроме утилитарных предметов в крестьянской избе встречались игрушки из бересты — плетеные мячи, погремушки (шаркунки), «берещаные» фигурки. Из бересты делались и простые музыкальные инструменты — рожки и дудки. Лентой из бересты обвивали горшки, стеклянные бутыли, рукоятки орудий труда.

Берестяные промыслы, когда-то широко распространенные на всей территории страны, сохранились в северных, северо-восточных районах европейской части России, в Поволжье и Сиби-ри. Кузовки из коры вяза делаются только в Брянской области (Малое Полпино). К сожалению, в настоящее время промысел находится не столь распространен, а кузовки изготавливают только отдельные мастера.

Если вы бывали в лесу, то, скорее всего, хоть раз да видели гнилой берёзовый пень. Если ударить по нему ногой, он рассыплется в труху, а вот береста останется крепкой. Береста долговечна и не гниёт, и люди давно поняли это. В избах её клали под нижний венец избы, чтобы в дом не проникала влага. Бересту использовали для создания влагоустойчивой обуви, обшивки лодок-берестянок, изготовления туесов, которые сохраняли их содержимое холодным даже в жару. Одним из исторических источников стали широко известные берестяные грамоты, донёсшие до нас образцы древнерусской письменности. Берёзу использовали как бумагу, благодаря её упругости.
Изделия из бересты, использующиеся в быту, часто украшали прорезным узором. Городом, где больше, чем во всех остальных местах занимались резьбой по бересте, был Великий Устюг.
Береста легко поддаётся обработке, даже используя незамысловатые инструменты, можно выполнить разные декоративные работы.

Самый главный инструмент при создании прорезной бересты - резак. Нужны также пробойники (Ручные инструменты для пробивания небольших отверстий в различных материалах) - их делают из листовой стали, свёрнутой в форме трубок разного диаметра. Профилям таких трубок можно делать разной формы: овальную, квадратную, треугольную, круглую. Трубки необходимо вбить в рукоятки из дерева и заточить их внешнюю сторону.
Также пригодятся в работе чеканы и притуплённое шило. Чем больше разных инструментов, тем интереснее получится рисунок.

Заготовки бересты следует запланировать на конец мая/ начало июня, именно в это время года береста имеет особенно красивый оттенок и легко снимается. Снимайте бересту только с уже поваленных деревьев!

Следует счистить наружный белый слой с помощью наждачной бумаги и убрать остатки коры с лицевой (внутренней) стороны.
Свежая береста расслаивается легко, а вот засохшую надо будет распаривать горячей водой и разделять на слои с помощью ножа.
Чтобы береста стала прямой, положите её между двумя дощечками и придавите грузом.

Для обработки бересты понадобится доска (лучше липа или осина). Береста крепится к такой доске с помощью канцелярских кнопок, а сверху закрепляется лист нетолстой бумаги, с нанесённым на него рисунком, далее рисунок необходимо обвести по контуру твёрдым карандашом, чтобы отпечаток рисунка был виден на изделии, в дальнейшем можно его обвести шилом и непосредственно на бересте.

Сложные части рисунка надо вырезать резаком, а для мелких часто повторяющихся элементов хорошо подходят пробойники. Для того чтобы сделать узор ещё более интересным, используются чеканы, по ним слегка стучат молотком так, чтобы в бересте появилось углубление или выпуклость. Осторожно, если вы не уверены, что у вас получится именно углубление, а не сквозная дырка, лучше потренируйтесь работать чеканом на пробном кусочке бересты. Чеканы и пробойники служат для упрощения одинаковых элементов на изделие. Шило используют для изображения коротких линий и точек.

После того как ваша работа завершена, надо аккуратно снять бересту с доски и приклеить её на фон - гладкую бересту, цветную фольгу и т. п. Для склеивания необходимо использовать столярный клей и делать это под прессом. Если во время работы потеряет цвет и свежесть, то её следует протереть маслом (подсолнечным или льняным) при помощи мягкой губки или тряпки.
Готовое изделие можно использовать для украшения пенала, закладки, подставки для карандашей, чехла для очков и множества разных предметов, которые встречаются нам в быту.

Итак, наш мастер-класс по изготовлению узора на бересте путем прорезной резьбы:

Инструменты

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.

Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в "Татьянке", то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать – это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.

Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.

Вот несколько примеров тиснения по коже:

Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком:) Потренируйтесь на не нужном куске бересты.

Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.

После все, немного отдохните.

Для того, чтобы приклеить наш рисунок на украшаемый предмет, берём клей ПВА, губку для посуды, и небольшими легкими движениями наносим клей, клей наносится как на предмет, так и на бересту, помните клея много не нужно, иначе он у вас вытечет из орнамента и потом всё это будет иметь довольно-таки непрезентабельный вид.

Удачи ВАМ в ваших начинаниях!

Оценка информации


Записи на схожие темы


Геометрический узор, исполненный трехгранновыемчатой резьбой . Эта резьба считается одной из самых...бересты , и без того очень красивую по цвету и фактуре, украшали резьбой ... район, деревня Поднегла Дерево, береста , резьба . 10,5x8x8,5. Привезено экспедицией...

Художественная обработка бересты является одним из видов народного декоративного искусства, сохранившим до наших дней традиционные приемы и методы обработки природного материала.

Благодаря своим замечательным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению), береста издавна широко применялась в быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на три группы:

1. Вещи, сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: чекманы (широкая и низкая четырехгранная открытая посуда), кузовки, набирушки.

2. Плетеные изделия разнообразных форм и размеров: маленькие солонички, огромные сумки-заплечники, плетеная обувь и т. д.

3. Сшивные изделия, наиболее сложные и трудоемкие: бураки, короба.

Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись красками.

Ознакомление детей с художественной обработкой бересты, практическое обучение их техническим приемам этого ремесла вполне доступно в домашних условиях, причем не только в местах функционирования народных промыслов, но и там, куда их влияние не распространяется. Главное, чтобы рядом был взрослый человек, который сам или умеет или желает обучаться этому ремеслу и передать хоть искру своей увлеченности ребенку.

Для прорезного орнамента необходима береста ровная, гладкая, без сучковых отверстий, наплывов и наростов. Сразу скажем о том, что заготавливать бересту можно только с поваленных во время плановых рубок деревьев. Растущие деревья для заготовок использовать ни в коем случае нельзя: снятие коры ведет к гибели дерева.

Береста по своим качествам бывает различна. По наблюдениям специалистов-берестянников, качество ее зависит: от возраста дерева; от местности, где растет береза; от здоровья березы.

На молодых березках (3-4 лет) бересты совсем не бывает. На березах 15-25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. На очень старых березах и близ комля береста бывает с наростами, трещинами и темными черточками. Лучшая береста - на средних березах, толщиной 75-100 см в обхвате.

С берез, растущих на слишком сырых, болотистых местах, береста получается непрочная, с шероховатостями, со множеством мелких и крупных черточек.

На открытых солнечных местах береста малорастяжима, непрочна. Лучше взять бересту с берез, растущих на умеренно влажных местах, в умеренно тенистых лесах.

Березы, пораженные болезнями, насекомыми, грибами, дают очень плохую бересту. Хороший материал дают совершенно здоровые деревья, и при этом береста должна быть снята на некоторой высоте от земли.

Бересту с деревьев снимают различными способами, в зависимости от назначения: узкими лентами; листами или пластинами; сколотнями.

Для прорезной бересты понадобится листовой или пластовый материал (он проще всего снимается со стволов деревьев).

Делается разрез бересты вдоль всей гладкой части ствола; края разреза слегка отгибаются ножом, а затем руками вся береста вокруг ствола снимается. Если на стволе встретится толстые сучья, то береста снимается частыми (небольшими) пластинами, которые могут быть использованы на небольших изделиях.

Бересту для изящных, художественных изделий надо хранить особенно тщательно. Для этой цели необходимо прохладное, сухое, затемненное помещение. Сложенная в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются темные и беловатые пятна. От солнечных лучей у бересты через 4-5 дней ухудшается окраска, она становится красноватой. От продолжительного лежания на свету береста становится совершенно белой. Все изменения в цвете бересты сопровождаются ухудшением ее прочности, гибкости, растяжимости.

Для хранения бересту сложите в пачки и уложите их между двумя досками, прижав их сверху грузом, чтобы береста не скручивалась.

Техника резьбы по бересте не отличается особой сложностью. Инструменты для резьбы просты и могут быть изготовлены в домашних условиях. Для работы потребуется следующее: нож-резак; шильце (притуплённое и отшлифованное); линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка; подкладная дощечка, на которой выполняют резьбу.

Основной инструмент при резьбе по бересте - нож. Это тот же нож, которым мы пользовались, выполняя деревянные наборы в технике маркетри, декорируя шкатулки.

Изготовление берестяных изделий состоит из: а) подготовительных операций; б) процесса резания орнамента; в) монтажа, при котором берестяная полоска с готовым прорезным орнаментом соединяется с поверхностью какого-либо изделия.

Подготовительные операции заключаются в расслоении бересты, в разрезании ее на полоски, пластины, заготовки, в снятии наружного слоя и отслоившихся кусков, в разметке рисунка орнамента.

Снятая с дерева береста бывает довольно толстой, а для резных работ необходимы более тонкие пластины (0,5-0,8 мм), которые можно резать, не прилагая больших усилий. Чтобы получить бересту нужной толщины; ее расслаивают. Сразу же после снятия с дерева (пока не просохла) береста сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту сначала надо распарить в горячей воде в течение 3-4 ч и лишь потом расслоить. При этом пользоваться деревянным ножом. В местах "прилипания" одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь повредить их.

Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней и режут орнамент. Наружный белый слой очищают наждачной бумагой.

Заготовку, соответствующую форме и размерам предметов, которые хотят украсить прорезной резьбой, располагают для вырезания на подкладной доске. На ней шильцем по линейке наносят основные членения рисунка: каемки, центральное поле. Затем наносят растительный узор центрального поля. Для этого проще всего взять кальку с нарисованным заранее рисунком, наложить ее на заготовку и твердым карандашом или шильцем передавить рисунок на бересту. Если он получится недостаточно заметным, можно дополнительно обвести его притуплённым шилом, убрав кальку.

Процесс резания орнамента . Для приобретения навыков резьбы по бересте следует проделать простые упражнения, выполняя сначала несложные рисунки.

Для этого на обрезках бересты, непригодных для качественных изделий, шилом проводят несколько параллельных линий на небольшом расстоянии друг от друга. В этих полосках режут такие простые элементы, как ромбики, треугольники, овалы, чаще всего применяющиеся в каемках (1, 2). Затем следует переходить к несложному растительному орнаменту (3, 4, 5). Наиболее употребительный элемент растительного орнамента - это трилистник, обрамленный полукруглым стеблем. Чтобы успешно резать растительный орнамент, необходимо научиться выполнять этот элемент изолированно или в упрощенном растительном орнаменте. Лишь после того как будут выработаны первичные навыки резьбы и рука обретет некоторую уверенность, можно приступать к резанию какой-либо законченной композиции. После того как будет закончен узор, основные его мотивы отделываются "чертежкой" и мелкой прорезкой: мелкие прорези на ягодках, листочках расчерчивают шильцем, имитируя рисунок растительных прожилок.

Все это придает рисунку большую живость, выразительность и законченность.

Монтаж . Берестяная полоска с вырезанным орнаментом традиционно вклеивается в гладкие углубления на стенках украшаемого предмета. Такое усложнение технологии декорирования изделий объясняется необходимостью предохранить от поломки мягкий и со временем делающийся хрупким материал. Поверхность углубления или всего изделия предварительно тонируется, что дает красивое сочетание рисунка прорезной бересты и фона изделия. Для этой же цели можно использовать цветную фольгу: ее сначала наклеивают на берестяную полосу с прорезанным орнаментом, а затем уже вклеивают в углубление на изделии. Работа покрывается лаком (кроме углублений), а резная береста не лакируется, она должна сохранять свой естественный цвет.