Главная · Пэчворк · Узелковая роспись. Узелковый батик. Батик и синтетические краски

Узелковая роспись. Узелковый батик. Батик и синтетические краски

Узелковый батик встречается в культуре многих народов. Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы. Краска на проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся.

Узелковый батик в Африке

В Африке для окрашивания часто используют сукно, сотканное из пальмового сырья. Волокна пальмы рафии используют для завязывания узелков. В качестве красителя часто используется индиго или вещество, добываемое из орехов кола.

Узелковый батик в Индии

В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.

Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.


Процесс работы в технике узелкового батика

Подготовка ткани

Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.

Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.

Завязывание узелков

Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.

Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.

Узоры и эффекты в узелковой технике

Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.

Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.

Окрашивание ткани

Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:

  • Окрашивание кисточкой. Для этого заготовку с узлами размещают в неглубокой емкости, а затем наносят необходимое количество красителя. Можно использовать несколько цветов, нанося их один за другим. Следует учитывать, что соседние цвета могут смешаться и дать новый оттенок.
  • Окрашивание погружным способом. При таком способе также можно производить многоцветное окрашивание.

Многоцветное окрашивание

  1. На натянутой ткани рисуют различные полосы, пятна, кляксы. После высыхания на ней завязывают узелки и погружают в краситель более темного оттенка, чем использовали до этого.
  2. На отрезе завязывают узелки и погружают в емкость с самым светлым цветом. Затем, не развязывая узлов, заготовку просушивают и завязывают новые узлы на свободном месте.
  3. После этого работу снова погружают в раствор красителя более насыщенного оттенка или более темного цвета, чем предыдущий.

Процедуру можно повторить несколько раз. Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.

Закрепление красителя

При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.

При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.

При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.

Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.

При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).

Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.

Сочетание узелкового батика с другими техниками

Узелковый батик можно сочетать с другими техниками - с холодным или горячим батиком. Часто узелковая техника является базой для цветочного мотива, который в дальнейшем прорабатывается в технике холодного батика.

В этой технике можно окрашивать не весь отрез, а только часть. В процессе кипячения можно оставить один край не окрашенным, закрепив его над емкостью с красителем. В результате переход от цветной части к неокрашенной получится мягким. Затем на неокрашенном участке можно выполнить роспись в любой технике.

Использование узелкового батика

Узелковый батик – техника, не сложная в исполнении, которая позволяет в короткий срок создать эксклюзивный принт, применимый для одежды или интерьера. Кроме того, эту технику можно использовать при окрашивании отшитых предметов одежды. Так, например, часто можно увидеть футболки, окрашенные в этой технике.

Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей.

Так, например в Индии широко распространился способ “бандхари ”.

Перед окрашиванием ткани определённые её участки крепко перевязывались суровой нитью или сама ткань завязывалась узлом. Так на цветном фоне появлялась белая фантазийная узорная линия.

Это название изменилось сегодня и звучит – “бандана”, что означает “обвяжи – окрась”.

Уже в самом переводе заложен смысл узелковой техники. К сведению: знаменитая краска “индиго” в Европу была завезена также из Индии.

Узелковая техника под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”, известна в Малайзии и Индонезии. В Европе этот вид художественной росписи стал известен в ХIХ веке.

В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.

Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.

Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.

Существует несколько видов батика:

  • техника горячего батика (парафин);
  • техника холодного батика (резерв);
  • техника набивного батика (штамп, трафарет);
  • техника узелкового батика (узлы).

Техника узелкового батика

С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине. А главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, даже детям, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.

Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ.

Часто изделия, выполненные в этой технике, дополняют вышивкой, бисером, жемчужинами, стразами, блёстками…

Расписывать ткань можно в домашних условиях, но обязательно соблюдать технику безопасности.

Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов.

Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура.

Для получения симметричных узоров, ткань складывается в два раза и только потом на ней завязываются узлы.

Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость узора.

Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.

Иногда результат крашения может огорчить, т.к. ткань может быть неправильно заложена, слабо затянута шнуром или место узора определено неудачно.

Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах.

О красках и красителях для ткани

В художественной росписи тканей используются красители, хорошо растворимые в воде, имеющие большую гамму чистых и ярких красок.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных красителей, но в зависимости от своего происхождения они делятся на синтетические и естественные. Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители, однако для росписи ткани предпочтение отдаётся натуральным красителям, которые получают из природных материалов.

Естественные красители бывают растительного происхождения. Они содержатся в корнях, листьях, древесине, коре деревьев, а также в плодах и цветах различных растений.

  • ; Оттенки жёлтого цвета; Растения; Сбор
  • 1; Ярко-жёлтый; Листья берёзы; Начало лета
  • 2; Тёмно-жёлтый; Старые пихтовые шишки; Весна
  • 3; Тёмно-жёлтый; Луковая шелуха;
  • ; Оттенки коричневого цвета; ;
  • 1; Светло-коричневый; Молодые шишки пихты; Весна
  • 2; Коричневый; Опавшие листья яблони; Осень
  • 3; Чёрно-коричневый; Листья и стебли картофеля;
  • 4; Бежевый; Крапива; Всё лето
  • 5; Ярко-коричневый; Опавшие листья осины; Осень
  • ; Оттенки зелёного цвета; ;
  • 1; Зелёный; Пихта; Весна
  • 2; Светло-зелёный; Листья осины; Лето
  • 3; Тёмно-зелёный; Картофельный стебель и листья; Период цветения
  • ; Оттенки синего цвета; ;
  • 1; Синий; Полевой василёк; Период цветения
  • 2; Светло-синий; Корни пырея; Лето
  • ; Оттенки красного цвета; ;
  • 1; Пурпурно-красный; Опавшие листья клёна; Осень
  • 2; Ярко-красный; Плоды черешни; Начало лета
  • 3; Тёмно-красный; Корни и листья щавеля; Весна
  • 4; Сине-красный; Цветы подорожника; Лето
  • ; Оттенки чёрного цвета; ;
  • 1; Чёрный с коричневым оттенком; Кожура граната

Техника безопасности при окраске ткани:

  • При крашении работать в перчатках;
  • Пользоваться посудой с устойчивым дном;
  • Накрывать стол плёнкой;
  • Не ставить краски на край стола;
  • Вынимать изделие из кастрюли щипцами;
  • Соблюдать осторожность у электроплиты;
  • Волосы убрать под косынку;
  • Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.

Самостоятельная работа по батику

Для работы нужны следующие материалы:

  • Однотонная ткань светлых тонов;
  • Крепкие нитки или шнур;
  • Анилиновый краситель;
  • Уксус, соль, свеча.

И приспособления:

  • Эмалированная кастрюля;
  • Деревянные щипцы для помешивания ткани;
  • Резиновые перчатки;
  • Прищепки;
  • Крупные бусины или камушки (для обвязки шнуром).

1-й этап выполнения узелкового батика:

  • Создать эскиз изделия;
  • Определить и наметить расположение узора на изделии;
  • Определить цвет для окрашивания;
  • Определить способ завязывания узла.

Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или на старых вещах, которые не жалко.

Узор “солнышко” на хлопчатобумажных салфетках

Узор “Солнышко”

Для получения узора “солнышко” на ткани карандашом нарисовать круг и по контуру прошить смёточным швом, стянуть и плотно обмотать ниткой. В другом месте можно завязать узел (плотно), чтобы краситель во время крашения не проникал в складки ткани, образуя лучевидные разводы.

Можно в намеченное место для узора вложить крупную бусину и обвязать её шнуром, затем чуть ниже снова обвязать крепко шнуром и так несколько раз.

Можно также самостоятельно придумать узор комбинированный, состоящий из нескольких узоров “солнышко”.

Узлы завязывать необходимо очень туго, чтобы краситель не проник в завязанную часть ткани. Для этого можно шнур или нитки обработать парафиновой свечой. Итак, салфетки с завязанными узлами готовы, теперь необходимо выбрать цвет красителя, можно несколько цветов. Экспериментируйте, создавайте свой неповторимый узор, чтобы придать своей работе выразительность, гармоничность.

Подготовка красителя и крашение заготовки.

  • Подобрать краситель.
  • Высыпать порошок в стеклянную банку, добавить 1 стакан горячей воды, размешать.
  • Профильтровать раствор через марлю.
  • Осторожно влить раствор в кастрюлю и разбавить водой (до 2-х литров).
  • Перед окраской нагреть раствор до 40-50%.
  • Намочить ткань и опустить в красящий раствор.
  • Красить на медленном огне 20-30 минут, периодически помешивая ткань.
  • Приподнять щипцами ткань и добавить в раствор 2 столовые ложки соли.
  • Опустить ткань, выключить плиту и оставить в растворе на несколько минут.
  • Осторожно вынуть ткань, прополоскать в тёплой воде, затем в холодной, добавив 1 столовую ложку уксуса на 4-5 л воды.

Следующий этап работы - это крашение заготовок.

Инструктаж во время проведения крашения салфеток:

  1. Перед работой надевать резиновые перчатки.
  2. Салфетку держать в растворе не более 1 минуты (только для данного занятия, в целях сокращения учебного времени).
  3. Вынимать салфетки из раствора щипцами. ОСТОРОЖНО!

Главный этап работы – развязывание узлов!

Прополоскать в холодной воде, отжать и осторожно развязать узлы!

Открытка "Букет цветов". Батик. Мастер-класс с пошаговым фото.

Автор: Захарова Наталья Аркадьевна воспитатель МДОУ№20 "Лумикелло"г.Петрозаводск
Описание: Данный мастер-класс предназначен для воспитателей детских садов,педагогов дополнительного образования,учителей начальных классов
Назначение: оформление интерьера,подарок для близкого человека
Цель: Создание композиции"Букет цветов"средствами узелкового батика.
Задачи: Познакомить с техникой росписи по ткани - узелковый батик(с технологией выполнения).
Формировать композиционные навыки, воображение, творчество, фантазию.

Немного информации

Батик -это обобщённое название разнообразных способов ручной росписи по ткани. В основе всех этих приёмов лежит принцип резервирования,то есть покрывания не пропускающеим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашеннымии образовать узор.
Когда-то, давно, люди разрисовывали ткань вручную. И способов росписи существовало множество. Узоры наносились кисточкой, деревянными штампами-набойками или специальным составом, который позволял расписывать не всю ткань сразу, а частями. Последним способом рисовало по ткани малайское племя батаков, оттуда и пошло название росписи-батик.
Существует две техники росписи - «горячая» и «холодная».
Горячий батик
Нанесение контура рисунка или отдельных участков ткани горячим воском или парафином для предохранения от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов.

Холодный батик
Основан на применении специального состава, в основе которого находится клей. Этим составом покрываются очертания рисунка, которые обязательно должны иметь замкнутый контур. Затем работа расписывается красками в соответствии с замыслом.


Самый древний вид росписи – это в технике "бандан" узелковый батик. Один из его видов – «планш» - был распространён в Индии. Некрашеное полотно покрывали множеством очень мелких узелков, располагая их по определённому узору, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и снимали нити с узелков, в результате появлялся узор из белых звёздочек. При надобности ткань подобным образом можно было раскрашивать не один раз, удаляя старые узелки и завязывая новые.


Узелковый батик
Эта техника чрезвычайно результативна в руках детей - она им очень нравится тем, что можно от души поупражняться в цветовой окраске, в композиции узоров, показать свои способности художника по росписи ткани. Например, узор в виде круга дети называют солнышко.
Вот как он выполняется. Возьмём светлую белую ткань. Камешек, горошину, пуговицу, подложим под ткань, плотно обвяжем снизу нитками и завяжем узелок. Ещё в двух местах перевяжем ткань и окрасим. Окрашивают ткань последовательно (соблюдая аккуратность) в несколько цветов: с одной завязкой её опускают в красную краску, с другой в оранжевую, концы ткани в жёлтую Для этого участки ткани с шариками погружают в раствор красителя, а остальную часть ткани придерживают палочками (или прищепками).Чтобы получить более мягкие живописные переходы от цвета к цвету, перед окрашиванием ткань нужно хорошо смочить и отжать. Закончив работу – развяжите все завязки и вместе с детьми полюбуйтесь, что получилось. Каждый раз результат будет иной, непохожий на предыдущий. Это разнообразие нравится детям. Пока изделия влажное, прогладьте утюгом – краска будет дольше держаться.


Роспись используется в интерьере:


Одежда:

Материалы для работы:

1.Хлопчатобумажная ткань(бязь,ситец)
2.Катушка ниток
3.Ножницы
4.Кисть(белка №4)
5.Акварельные краски
6.Стакан для воды.
7.Клей ПВА

Пошаговый процесс выполнения работы:

1. Берём ткани.Размеры на ваше усмотрение.


2.Маркером для ткани помечаем, где у нас будут цвете.


3.Где пометили маркером,берём ткань тремя пальцами, вытягиваем и заматываем ниткой,не завязывая.


4.Отрезаем ещё нить и заматывае пониже.


5.Узелок готов.


6.Так же делаем второй и третий.


7.Кладём клеёнку на стол,берём краски и закрашиваем только верхнюю часть (Цвет на ваш выбор).


8.Другими цветами окрашиваем серединку и нижнюючасть.


9.Окрашиваем второй и третий узелок.


10.Разматываем нитки и разворачиваем ткань.Вот, что получается.У всех рисунок будет разный.

11.Дорисовываем кистью стебель,листья.Чтобы изобразить листья, можно взять засушенный лист,покрасить его краской и приложить на ткань.Получается очень красиво и оригенально.


12.Закрашиваем фон.


13.Сушим.Дома можно использовать утюг,фен.В условиях детского сада это запрещено,поэтому мы просто сушим на подоконнике.
14.Обрезаем углы.


15.Выбираем цветной картон и приклеиваем.


16.Кладём под пресс,чтобы привысыхании не погнулась.
17.Работа готова.Можно украсить интетьер или подарить близкому человеку.

Окрашивание тканей в домашних условиях просто в исполнении, с учетом того, что краски по ткани достаточно доступны в продаже. Знакомство с окраской вещей предлагаем начать с простого узелкового батика, мастер-класс по созданию индивидуального дизайна рассмотрим на примере нескольких работ.

Техника выполнения такого вида окрашивания состоит в том, чтобы скрутить ткань в нужные узлы, в которые не будет проходить краска. Для окрашивания узелковым батиком используют преимущественно анилиновые красители, которые могут выпускаться в виде порошки или разбавленного концентрированного раствора. Разбавляться самостоятельно нужно в соответствии с инструкцией.

Не забывайте о природных красящих пигментах, находящихся в природных богатствах. Луковая шелуха, например, придает коричневый цвет, свекла — красный, розовый, листья крапивы и шпината — насыщенный зеленый, а черника и краснокочанная капуста красит в синий.

Анилиновые краски окрашивают только натуральные ткани, следовательно, нам понадобится для окрашивания одежда из натурального волокна, желательно хлопка, то есть вы можете взять однотонную бязь, сатин, ситец. То есть спектр применение окраски ткани включается себя элементы одежды из натурального хлопка, юбок, футболок, платьев, аксессуаров в виде шарфов, платков, бандан, сумок из ткани, джинсы, котоновые брюки. Актуально применять на детских, безнадежно испачканных вещах, красители безопасны для кожи.


Чтобы окрасить ткань узелковой технологией, можно не прибегать к применению кистей или других вспомогательных средств, но всегда допускает сочетание стилей и холодным батиком с использованием резервирующих веществ, которые не смываются водой.


Для получения разнообразия узоров достаточно применить особые способы складывания ткани. В качестве расходного материала также присутствует толстые веревки и прочные швейные нитки, которыми нужно связать заветные узлы, возможно применение дощечек, камушек, пробковых штампов, ракушек и других формочек.

Чтобы развести красители, понадобится стеклянная или керамическая емкость, можете использовать стеклянные прозрачные бутылки, так вам удобно будет различить необходимые цвета. Посуду для непосредственного окрашивания тканей лучше взять эмалированную, стеклянную или пластиковую. Также нужна будет деревянная лопатка или щипцы для помешивания и доставания ткани.

После всех приготовлений средств окрашивания начинается следующий этап. Теперь мы берем само изделие и нити, принцип окрашивания состоит в том, чтобы связать те места, к которым не поступит краска. Способов скручивания достаточно много, на примере одного из них вы можете создать свою схему связывания.

Для того чтобы окрасить вещь, теперь мы погружаем ее в разведенный краситель, либо наносим краску сверху сложенных деталей по краям.

Обычно окрашенные вещи закрепляют паром. Причем процесс кажется муторным, но на самом деле ничего сложного нет. Ткань сворачивают в кальку и подвешивают в большой емкости с небольшим количеством воды. Накрывают плотным полотенцем во избежание попадания капель конденсата с крышки и ставят на огонь. До полутора часа изделие обрабатывается паром, затем просушивается. Некоторые краски все же можно просто пропарить утюгом, производители обычно указывают на этот способ, но домашние рукодельницы утверждают, что старые традиции сохраняют насыщенность цветов.


Хитрость века передовых технологий — запаривать вещь в пароварке.

Одежда своими руками

Рассмотрим небольшие примеры для начинающих, как сделать узелковый батик на дому. Для этого нам понадобится небольшой список материалов и подробная инструкция с фото.

Возьмите вещь или ткань и постирайте ее в чистой воде, расправьте на поверхности и начните связывать узлы нитками, как показано на рисунке.

Изделие можно распороть на запчасти, чтобы сделать окраску разными цветами или сложить целиком.

Разведите краску в соответствии с инструкцией на упаковке. Раскрашивать можно несколькими способами, опуская изделие в раствор краски, промачивая кистями или шприцами, а также эффектами брызг кистями.

Сегодня мы поговорим об одном из древнейших способов окраски ткани. Наверняка Вы часто видели одежду и аксессуары из ярко окрашенной ткани с причудливыми узорами. Они бывают многоцветные, однотонные, яркие, приглушенные по цвету.

Узоры часто представляют собой спирали, “ракушки”, ромбы. Вещи, созданные в этой технике, отличаются яркостью, самобытностью и неповторимостью.

Существует метод окраски ткани после складывания материала определенным образом. Различные варианты сложения создают неповторимые рисунки. Это техника узелкового батика. При работе в ней могут использоваться камни, пуговицы, пробки — все что угодно.

Узелковая техника отлично подходит тем, кто любит интересные абстрактные узоры или сомневается в своих способностях рисовать, а создать оригинальную вещь своими руками ой как хочется!

Именно в ней можно, последовательно сделав ряд несложных действий, развернуть ткань и ахнуть от изумления, восхищаясь полученным результатом.

Из несомненных плюсов узелковой техники могу отметить простоту в исполнении. То есть никаких художественных навыков здесь не требуется, рисовать мы не будем, строить композицию, делать эскизы и переводить их на ткань не нужно.

Получается всегда интересный, непредсказуемый результат, вызывающий бурю восторга. Ещё плюс — доступность. Нам понадобятся только хорошая ткань, краски, внимание и терпение.

Ну что? Любопытство, интерес и желание попробовать есть? Тогда идем дальше!

Суть действий проста. Ткань завязывают в узлы в произвольном порядке или по определенной схеме — выбор за мастером. Хаотически обматывают нитками, иногда заворачивают в материал камешки разной величины.

После перекрученную ткань окрашивают. В места, туго перетянутые нитками или завязанные узлами, не попадает краска — таким образом и получается оригинальный рисунок.


Красить ткань таким образом начали в далекой древности. Даже самая простая ткань после такой обработки становится оригинальной и неповторимой. Можно разделить процесс на несколько этапов, перевязывая по-новому уже окрашенную ткань.

После 2-3-х разового повторения действий получается более интересный рисунок. Так можно красить, переходя от светлого к темному, добиваясь цветовых растяжек.

Для узелкового батика подходят различные ткани, но лучший эффект получается на натуральном материале. Важно брать сочетаемые ткани и краски.

В Индии этот вид окрашивания ткани называется “бандан”. Мастера завязывают узелки в определенном порядке, создавая сложные узоры. После окрашивания ткань не проглаживают, сохраняя гофрированный эффект. Таким образом в Индии оформляют праздничную одежду.

В Японию эта техника попала из Китая и получила название “шибори”. В наше время одежда и аксессуары, окрашенные в технике шибори, пользуются большой популярностью.

Итак, подробнее про технику выполнения. Для работы нам понадобятся: материал, краски, кисти, нитки, поверхность, которую не жалко испортить, емкости для просушивания ткани, ну, и средства для оперативного устранения всяких неожиданных казусов (бумажные полотенца или салфетки вполне подойдут).

Сначала нужно постирать и высушить ткань. Затем подготовим наше рабочее место — накроем стол полиэтиленом или любым другим материалом, который защитит поверхность от краски.

Начинаем работу. Ткань можно складывать в любом направлении, завязывать в узелки в определенном порядке или хаотично, можно обмотать нитками или перевязать резинками.

После того, как материал связан, погружаем его в воду, вынимаем и отжимаем. Начинается следующий этап — окрашивание. Тут есть свои нюансы. Если у Вас краска парозакрепляемая, то после окончания работы материал нужно будет запаривать. Если термозакрепляемая, то проглаживания утюгом будет достаточно для фиксации красок.

У термозакрепляемых есть одна особенность. Если ими злоупотреблять и наносить в 3 и более слоев, то есть шанс получить в итоге неприятные уплотнения.

Окрасить подготовленную ткань можно в разные цвета, но не забываем, что они должны сочетаться друг с другом. Берем кисточку и наносим на влажную ткань краски.
Работа всегда ведется от светлого к темному.

Закончив действие, оставляем ткань до полного высыхания. Затем освобождаем от ниток, резинок и узелков, разворачиваем и проглаживаем утюгом, выбрав подходящий температурный режим.

Экспериментируйте, пробуйте. Существуют определенные схемы складывания для получения определенных узоров. Эта техника идеально подходит для создания оригинальных вещей, аксессуаров. Можно расписать платки и палантины, банданы, салфетки и дарить их друзьям и близким.


Сейчас пользуются большой популярностью вещи с яркими, необычными узорами, а если изделие рукотворное, то цена его возрастает в разы. Начните, может это станет Вашим первым шагом в новой увлекательной профессии.